Будущее F-35: вертикальная посадка

Перспективный F-35 Lightning II, как известно, если и будет выпускаться, то в нескольких версиях. Среди этих версий и самолёт для базирования на авианосцах, с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Ниже – фото испытаний прототипа, на котором хорошо видно отклоняемое сопло (вот уж отклоняемое, так отклоняемое):

f35stovl.jpg

(Фото: Northrop Grumman)

Это, кстати, к вопросу о том, кто может/не может сделать всеракурсное отклоняемое сопло.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2007/10/07/667/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 16

  • 1. 6th March 2008, 14:41 // Читатель ssn@ написал:

    Kankretnii aparat !!

  • 2. 6th March 2008, 21:28 // Читатель arcman написал:

    Э нее, вот тут вы батенька сильно ошибаетесь – америкосы такие сопла ещё на хариерах использовали, вот только не всерекурсное оно никоем образом.
    Да и вообще ваш выпад непонятен…

  • 3. 6th March 2008, 21:53 // Александр Венедюхин:

    > вот тут вы батенька сильно ошибаетесь

    Harrier – это не “америкосы”, это Великобритания. И там, простите, близко нет такого сопла.

  • 4. 7th March 2008, 00:08 // Читатель arcman написал:

    Британия, америка – всё едино :)
    США их тоже выпускало.

    > И там, простите, близко нет такого сопла.
    Их там аж 4 :)
    И по этой логике, хариер даже манёвренней получится :)
    Вот только с чего это решили что полуповоротное в вертикальной оси сопло это тоже самое что и управляемый вектор тяги? о_0

    http://engine.aviaport.ru/issues/53/page12.html

    “Первоначально сообщалось, что он будет оснащаться соплом с управляемым вектором тяги в вертикальной плоскости, но затем упоминания об этом свойстве исчезли из рекламных материалов “Локхид Мартин”.”

    У америки пока только X-31 есть, с 3мя лопатами сзади =))
    http://www.airwar.ru/enc/xplane/x31.html

  • 5. 7th March 2008, 00:17 // Александр Венедюхин:

    > Их там аж 4

    Нет, там другой двигатель.

    >с чего это решили что полуповоротное в вертикальной оси сопло это тоже самое что и управляемый вектор тяги?

    Потому что это и есть “управляемый вектор”.

  • 6. 7th March 2008, 11:00 // Читатель arcman написал:

    Я поражаюсь…
    Так мы про двигатель или про сопла спорим?
    Было заявлено что в заметке нам представлено “всеракурсное отклоняемое сопло”.
    На картинке видно что оно отклонено вниз и служит для ВВП.
    Где тут “всеракурсность”?
    Оно только вниз умеет отклоняться, к тому же медленно.
    У хариеров сопла также только вниз и умеют.

  • 7. 8th March 2008, 10:02 // Александр Венедюхин:

    >Так мы про двигатель или про сопла спорим?

    Да мы вообще не спорим. Сопло – важная часть двигателя. На Harrier и сопла другие, и двигатель другой.

    >в заметке нам представлено “всеракурсное отклоняемое сопло”.

    Нет, в заметке это не заявлено. Там сказано, что это к вопросу, кто может, а кто не может, к общему уровню двигателестроения.

  • 8. 8th March 2008, 14:10 // Читатель arcman написал:

    > Это, кстати, к вопросу о том, кто может/не может сделать всеракурсное отклоняемое сопло.

    Извольте, из песни слов не выкинешь :)
    Всеракурсное отклоняемое сопло американцам пока тоже не под силу, как и сопла с упровляемым вектором тяги.
    А у нас уже в серийном производстве.
    Вот так вот.

  • 9. 8th March 2008, 16:59 // Читатель Бздонский написал:

    для arcmana: не сопло служит для ВВП, а Вы ( в смысле для Путина)! Прежде, чем писать пропагандистские “памфлеты”, научитесь находить на глобусе Великобританию и США, ну и подразберитесь с физикой!

  • 10. 8th March 2008, 17:07 // Читатель Бздонский написал:

    arcmanu: научитесь находить на глобусе Великобританию и США,потом узнайте, что такое вектор. Тогда пишите! Не забывайте писать в конце “Слава Путину!”

  • 11. 8th March 2008, 19:59 // Александр Венедюхин:

    > Извольте, из песни слов не выкинешь :)

    Да нет, arcman, Вы не так поняли. Фраза, которую упоминаете, относилась к некоторому забавному спору.

    >Всеракурсное отклоняемое сопло американцам пока тоже не под силу, как и сопла с упровляемым вектором тяги.

    Ну что тут можно сказать. Смотрите:

    Во-первых, отклоняемое сопло, в нашем контексте, подразумевает “управляемый вектор тяги”. (Кстати, реверсивное устройство на современных пассажирских авиалайнерах – это тоже управление вектором тяги.)

    Во-вторых, NASA вполне открыто и успешно испытывали F-15 с всеракурсным отклоняемым соплом в начале 90-х годов прошлого века.

    В-третьих, про “в серийном производстве”, к большому сожалению, это слишком громко сказано. Тут пока ждём.

    В целом же, я думаю, тут и нет причин дальше спорить.

  • 12. 9th March 2008, 01:53 // Читатель arcman написал:

    Бздонский, научитесь бздить для начала, а то как то не убедительно совсем.
    Вам кровавая гебня по ночам не снится случаем?

    Александр, мы с вами видимо в понятиях устоканиться не можем :)
    Вопрос собсвенно один – что имелось в виду под этим?
    >Это, кстати, к вопросу о том, кто может/не может сделать всеракурсное отклоняемое сопло.

    И Ежу Понятно, что отклоняемое вниз сопло F-35, служащее для ВВП (нет, совсем не про Путина, это я для особо умных =) ), не является всеракурсным и используется, в отклонённом состоянии, только для взлёта/посадки.

    >Во-вторых, …
    Что то я нигде ничего подобного не слышал – всё что удалось найти я привёл, это Х-31 с 3мя лопатами после сопла, совместные действия которых позволяли незначительно отклонять реактивную струю.
    У F-22, его плоские сопла, позволяют отклонять струю лишь по вертикали.

    >В-третьих, …
    Су-30МКИ, МиГ-29М ОВТ
    Машины уже поставляются заказчику.
    И двигатель понятно уже готов и серийно производится:
    http://www.npo-saturn.ru/!new/index.php?pid=53

  • 13. 9th March 2008, 09:51 // Александр Венедюхин:

    >Во-вторых,
    > Что то я нигде ничего подобного не слышал

    Ох, изделие именовалось F-15 ACTIVE: http://www.nasa.gov/lb/centers/dryden/news/FactSheets/FS-048-DFRC.html

  • 14. 9th March 2008, 11:12 // Александр Венедюхин:

    >И двигатель понятно уже готов и серийно производится:

    Нет. Там, кстати, и у самого “Сатурна” всё написано, что “стендовые испытания”.

  • 15. 9th March 2008, 15:02 // Читатель arcman написал:

    ну врать то уж не стоит, а…
    Стендовые испытания проходит двигатель для Су-35:
    “Изделие 117С – глубокая модернизация (поколение 4++) АЛ-31Ф”

    А АЛ-31ФП уже в серии и ставится на продаваемые в Индию Су-30МКИ.

    > Ох, изделие именовалось F-15 ACTIVE
    Ну и где эти активы?
    Пока что то более менее похожее в Ф-22 реализовано.

  • 16. 9th March 2008, 15:41 // Александр Венедюхин:

    >А АЛ-31ФП уже в серии

    Ну, Arcman, позвольте, АЛ-31ФП – там в одной плоскости сопло отклоняется – читайте Ваши ссылки. А про “уже в серии” – я, простите, отказываюсь тут обсуждать.