Будущее F-35: вертикальная посадка
Перспективный F-35 Lightning II, как известно, если и будет выпускаться, то в нескольких версиях. Среди этих версий и самолёт для базирования на авианосцах, с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Ниже – фото испытаний прототипа, на котором хорошо видно отклоняемое сопло (вот уж отклоняемое, так отклоняемое):
(Фото: Northrop Grumman)
Это, кстати, к вопросу о том, кто может/не может сделать всеракурсное отклоняемое сопло.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2007/10/07/667/
Комментарии читателей блога: 16
1. 6th March 2008, 14:41 // Читатель ssn@ написал:
Kankretnii aparat !!
2. 6th March 2008, 21:28 // Читатель arcman написал:
Э нее, вот тут вы батенька сильно ошибаетесь – америкосы такие сопла ещё на хариерах использовали, вот только не всерекурсное оно никоем образом.
Да и вообще ваш выпад непонятен…
3. 6th March 2008, 21:53 // Александр Венедюхин:
> вот тут вы батенька сильно ошибаетесь
Harrier – это не “америкосы”, это Великобритания. И там, простите, близко нет такого сопла.
4. 7th March 2008, 00:08 // Читатель arcman написал:
Британия, америка – всё едино :)
США их тоже выпускало.
> И там, простите, близко нет такого сопла.
Их там аж 4 :)
И по этой логике, хариер даже манёвренней получится :)
Вот только с чего это решили что полуповоротное в вертикальной оси сопло это тоже самое что и управляемый вектор тяги? о_0
http://engine.aviaport.ru/issues/53/page12.html
“Первоначально сообщалось, что он будет оснащаться соплом с управляемым вектором тяги в вертикальной плоскости, но затем упоминания об этом свойстве исчезли из рекламных материалов “Локхид Мартин”.”
У америки пока только X-31 есть, с 3мя лопатами сзади =))
http://www.airwar.ru/enc/xplane/x31.html
5. 7th March 2008, 00:17 // Александр Венедюхин:
> Их там аж 4
Нет, там другой двигатель.
>с чего это решили что полуповоротное в вертикальной оси сопло это тоже самое что и управляемый вектор тяги?
Потому что это и есть “управляемый вектор”.
6. 7th March 2008, 11:00 // Читатель arcman написал:
Я поражаюсь…
Так мы про двигатель или про сопла спорим?
Было заявлено что в заметке нам представлено “всеракурсное отклоняемое сопло”.
На картинке видно что оно отклонено вниз и служит для ВВП.
Где тут “всеракурсность”?
Оно только вниз умеет отклоняться, к тому же медленно.
У хариеров сопла также только вниз и умеют.
7. 8th March 2008, 10:02 // Александр Венедюхин:
>Так мы про двигатель или про сопла спорим?
Да мы вообще не спорим. Сопло – важная часть двигателя. На Harrier и сопла другие, и двигатель другой.
>в заметке нам представлено “всеракурсное отклоняемое сопло”.
Нет, в заметке это не заявлено. Там сказано, что это к вопросу, кто может, а кто не может, к общему уровню двигателестроения.
8. 8th March 2008, 14:10 // Читатель arcman написал:
> Это, кстати, к вопросу о том, кто может/не может сделать всеракурсное отклоняемое сопло.
Извольте, из песни слов не выкинешь :)
Всеракурсное отклоняемое сопло американцам пока тоже не под силу, как и сопла с упровляемым вектором тяги.
А у нас уже в серийном производстве.
Вот так вот.
9. 8th March 2008, 16:59 // Читатель Бздонский написал:
для arcmana: не сопло служит для ВВП, а Вы ( в смысле для Путина)! Прежде, чем писать пропагандистские “памфлеты”, научитесь находить на глобусе Великобританию и США, ну и подразберитесь с физикой!
10. 8th March 2008, 17:07 // Читатель Бздонский написал:
arcmanu: научитесь находить на глобусе Великобританию и США,потом узнайте, что такое вектор. Тогда пишите! Не забывайте писать в конце “Слава Путину!”
11. 8th March 2008, 19:59 // Александр Венедюхин:
> Извольте, из песни слов не выкинешь :)
Да нет, arcman, Вы не так поняли. Фраза, которую упоминаете, относилась к некоторому забавному спору.
>Всеракурсное отклоняемое сопло американцам пока тоже не под силу, как и сопла с упровляемым вектором тяги.
Ну что тут можно сказать. Смотрите:
Во-первых, отклоняемое сопло, в нашем контексте, подразумевает “управляемый вектор тяги”. (Кстати, реверсивное устройство на современных пассажирских авиалайнерах – это тоже управление вектором тяги.)
Во-вторых, NASA вполне открыто и успешно испытывали F-15 с всеракурсным отклоняемым соплом в начале 90-х годов прошлого века.
В-третьих, про “в серийном производстве”, к большому сожалению, это слишком громко сказано. Тут пока ждём.
В целом же, я думаю, тут и нет причин дальше спорить.
12. 9th March 2008, 01:53 // Читатель arcman написал:
Бздонский, научитесь бздить для начала, а то как то не убедительно совсем.
Вам кровавая гебня по ночам не снится случаем?
Александр, мы с вами видимо в понятиях устоканиться не можем :)
Вопрос собсвенно один – что имелось в виду под этим?
>Это, кстати, к вопросу о том, кто может/не может сделать всеракурсное отклоняемое сопло.
И Ежу Понятно, что отклоняемое вниз сопло F-35, служащее для ВВП (нет, совсем не про Путина, это я для особо умных =) ), не является всеракурсным и используется, в отклонённом состоянии, только для взлёта/посадки.
>Во-вторых, …
Что то я нигде ничего подобного не слышал – всё что удалось найти я привёл, это Х-31 с 3мя лопатами после сопла, совместные действия которых позволяли незначительно отклонять реактивную струю.
У F-22, его плоские сопла, позволяют отклонять струю лишь по вертикали.
>В-третьих, …
Су-30МКИ, МиГ-29М ОВТ
Машины уже поставляются заказчику.
И двигатель понятно уже готов и серийно производится:
http://www.npo-saturn.ru/!new/index.php?pid=53
13. 9th March 2008, 09:51 // Александр Венедюхин:
>Во-вторых,
> Что то я нигде ничего подобного не слышал
Ох, изделие именовалось F-15 ACTIVE: http://www.nasa.gov/lb/centers/dryden/news/FactSheets/FS-048-DFRC.html
14. 9th March 2008, 11:12 // Александр Венедюхин:
>И двигатель понятно уже готов и серийно производится:
Нет. Там, кстати, и у самого “Сатурна” всё написано, что “стендовые испытания”.
15. 9th March 2008, 15:02 // Читатель arcman написал:
ну врать то уж не стоит, а…
Стендовые испытания проходит двигатель для Су-35:
“Изделие 117С – глубокая модернизация (поколение 4++) АЛ-31Ф”
А АЛ-31ФП уже в серии и ставится на продаваемые в Индию Су-30МКИ.
> Ох, изделие именовалось F-15 ACTIVE
Ну и где эти активы?
Пока что то более менее похожее в Ф-22 реализовано.
16. 9th March 2008, 15:41 // Александр Венедюхин:
>А АЛ-31ФП уже в серии
Ну, Arcman, позвольте, АЛ-31ФП – там в одной плоскости сопло отклоняется – читайте Ваши ссылки. А про “уже в серии” – я, простите, отказываюсь тут обсуждать.