NOTAR для стабилизации вертолёта
Известно, что вертолёты характеризуются (помимо прочего) используемой системой “стабилизации вращения” [или, если говорить более формально, системы компенсации реактивного (вращающего) момента от несущего винта]. Физические “законы сохранения” гарантируют, что если реактивный момент несущего винта никак не компенсировать, то корпус вертолёта во время полёта будет вращаться в направлении, обратном направлению вращения несущего винта.
Для компенсации “вредного момента” используют разные методы, определяющие схему вертолёта. Например, оснащают вертолёт дополнительным хвостовым (рулевым) винтом, – такая схема применяется на подавляющем большинстве современных вертолётов. Другой вариант: использование нескольких несущих винтов (традиционно используют два), компенсирующих вращающие моменты друг друга. Скажем, “изюминка” российских вертолётов Ка – два несущих винта, расположенных по соосной схеме.
Есть и относительно новая схема стабилизации вращения – NOTAR (от англ. No Tail Rotor), которая, несмотря на то что увековечена в фильмах о Джеймсе Бонде, в широких кругах известна мало.
Между тем, принцип действия NOTAR не сложен: часть потока воздуха от несущего винта через специальные воздухозаборники поступает в компрессор, расположенный ниже винта. Этот компрессор приводится в движение “основным двигателем” вертолёта и гонит поток воздуха через хвостовую балку к стабилизаторам и килям (см. иллюстрацию). В конце хвостовой балки находится специальная боковая щель и сопло. Вырывающийся через щель воздух создаёт реактивную тягу, компенсирующую вращающий момент. Сопло используется для управления “реактивным потоком”, что обеспечивает “руление” вертолётом.
Считается, что NOTAR надёжнее, безопаснее и тише. NOTAR применяется сейчас серийно только на вертолётах компании MD Helicopters.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2007/11/19/811/
Похожие записки:
- Следы звуков в кодах для LLM
- Открытые "исходники" и "бинарный" код с точки зрения ИБ
- Развитие автоматических "говорилок" (чат-ботов)
- Записки за ноябрь 2023
- Выключение вариантов в двухщелевом опыте
- Кабели и квантовые процессоры
- ИИ и математические задачи, "автоматизированные" дважды
- Заметки за август 2024
- Падение тел в физике Аристотеля
- Машинный ИИ в книгах прошлого века
- DARPA и "недетерминированные" системы на борту
1 комментарий от читателей
1 <t> // 26th November 2007, 22:10 // Читатель dxdt.ru: занимательный… написал:
[…] NOTAR – реактивная стабилизация вертолёта; […]