Бипланы и монопланы
В начале 20-го века множество моделей самолётов строилось по схеме биплана. Биплан – это самолёт с двумя крыльями (немного полезных пояснений: addon: крылья расположены одно над другим; если крыльев больше двух, то схема обычно называется триплан – три крыла; схемы с большим трёх числом крыльев – это полипланы; впрочем, триплан тоже иногда называют полипланом). Схема с одним крылом – это моноплан.
Целый букет расхожих заблуждений касается “взаимоотношений” бипланов (полипланов вообще) и монопланов на заре авиации: кто там кого вытеснил, когда и почему. Что тут важно отметить интересного?
Например, бипланы вполне себе сосуществовали с монопланами много десятилетий. Действительно, первые реальные самолёты братьев Райт были бипланами. А вот в 1909-м году через Ла-Манш впервые в истории на самолёте собственной конструкции перелетел француз Луи Блерио. Рекордный самолёт “Блерио ХI” был монопланом:
(На фото – “Блерио ХI”)
На фоне развития военных бипланов (по большей части деревянных, с полотняной обшивкой), в 1917-м году германская фирма “Юнкерс” построила Junkers J 9 – цельнометаллический моноплан (на фото):
(Junkers J 9)
Такой вариант “Юнкерса”, как J-10, 1918-1919 гг., вообще сильно похож на современные спортивные пилотажные самолёты:
(Junkers J 10)
Французский “Моран-Солнье тип L”, 1914 г, тоже моноплан:
Со стороны бипланов, задержавшихся в строю с наступлением господства монопланов, можно вспомнить итальянский “Фиат” CR.42 (“Фалько”), выпускавшийся до 1942-го года, или советский истребитель-биплан И-153 “Чайка”, воевавший до рубежа 1942-1943 гг.
Так что схема моноплана была хорошо известна с давних времён, а удачные бипланы использовались и тогда, когда основными стали монопланы. Господство бипланов в начале 20-го века было вызвано в основном тем, что тогда не умели конструировать прочное и лёгкое крыло – не было ни технологий-материалов, ни теории для расчётов.
Использование нескольких крыльев позволяло имеющимися технологиями достичь нужной подьёмной силы, сохранив небольшую удельную нагрузку на крыло. Понятно, что снижались требования к прочности конструкции, а это позволяло сделать её более лёгкой.
Бипланы вовсе не были “аэродинамически отсталыми” самолётами. Напротив, бипланы имеют хорошую маневренность и управляемость, особенно на малых скоростях. Но, конечно, как только удалось добиться нужной прочности крыла, от бипланов отказались, по одной простой причине: меньшее лобовое сопротивление моноплана позволяло, “при прочих равных”, достичь большей скорости полёта.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/02/16/1134/
Похожие записки:
- Записки за сентябрь 2023
- Сколько лет Интернету
- Офтопик: снова про белых собак в "Илиаде"
- Древнегреческие орнитологи и квантовые вычисления у Гомера
- DARPA и "недетерминированные" системы на борту
- Другой Евклид в старом переводе "Элементов"
- Вычисление размеров Земли и манускрипты
- Реплика: интернет-названия
- Заметки за июнь 2024 года
- Записки за март 2024
- Буквы кучей и манускрипты
Комментарии читателей блога: 2
1. 18th February 2008, 09:50 // Читатель ToUR3000 написал:
“Биплан – это самолёт с двумя крыльями ”
Формально так, но есть варианты. То что обычно понимают под бипланом имеет дополнительное условие – при этом крылья должны быть разнесены по высоте, а горизонтальное смещение друг относительно друга должно быть меньше ширины крыла. Иначе мы получим самолёт с тандемными крыльями. То что такие самолёты не были распространены, не значит, что таких самолётов не было.
2. 18th February 2008, 10:01 // Александр Венедюхин:
То что обычно понимают под бипланом имеет дополнительное условие
Да, именно так. Верное замечание. Но я решил не усложнять. Впрочем, можно добавить, что с “расположенными одно над другим”.