Реактивное Люфтваффе: Me 163 Komet
Среди реактивных самолётов, успевших так или иначе поступить на вооружение Третьего Рейха во время Второй мировой войны был и ракетный самолёт Me 163 Komet.
Кстати, ракетный самолёт – это самолёт, использующий в качестве источника энергии для реактивного двигателя только компоненты топлива, находящиеся на борту. Грубо говоря, для окисления реактивного топлива не используется атмосферный воздух (поэтому в конструкции истребителя Me 163 нет воздухозаборника двигателя). Жидкостный реактивный двигатель, установленный на Me 163, использовал различные самовоспламеняющиеся топлива.
Важное преимущество ракетного двигателя в конце 30-х годов прошлого века, когда начинались работы над Me 163, состояло вот в чём: появлялась возможность сделать очень компактный и технологичный двигатель, так как не требовалось сложных систем для нагнетания воздуха, приготовления топливной смеси и управления её горением в камере сгорания.
Реактивное двигателестроение тогда было делом весьма новым, поэтому создавать различные компрессоры и прочую хитрую механику для реактивных двигателей ещё не умели.
Впрочем, у ракетного двигателя, конечно, имелись и весьма серьёзные недостатки: например, необходимость для обслуживающего персонала и пилотов постоянно работать в непосредственной близости от токсичного и взрывоопасного топлива.
(Фото: National Museum of the USAF)
Прототип Me 163, сконструированный доктором Александром Липпишем, и построенный на мощностях фирмы “Мессершитт”, совершил первый самостоятельный полёт в 1941 г. Историки авиации полагают, кстати, что осенью 1941-го года, запущенный с высоты около 3000 метров Me 163 достиг скорости свыше 1000 км/ч. (При взлёте с земли для разгона до максимальной скорости прототипу не хватало топлива, поэтому для рекордного полёта Me 163 поднимали в воздух с помощью другого самолёта.) Правда, и при взлёте собственными силами Me 163 разгонялся до огромной скорости в 880 км/ч.
(Можно заметить, опять в скобках, что в 1941 году, во времена господства поршневой авиации, скорость уже в 600 км/ч считалась очень высокой и далеко не всякий истребитель того времени мог её достичь в принципе.)
На вооружение истребители Me 163 поступили в 1944-м году, на их счету числится девять побед (а возможно, на одну или две победы больше). Жертвами Me 163, действовавших под конец войны над территорией Германии, становились бомбардировщики, например, B-17.
Считается, что несколько Me 163 были сбиты истребителями союзников. Правда, во всех случаях Me 163 сбивали во время захода на посадку: дело в том, что эти самолёты приземлялись полностью истратив топливо, в планирующем полёте и поэтому оказывались беззащитными.
Интересное: на носу Me 163 хорошо заметен некий пропеллер – зачем он? А нужен он для привода бортового генератора. Дело в том, что на борту истребителя, использовавшего ракетный двигатель, не было вращающихся турбин и “валов компрессоров” от которых можно было бы “раскрутить” электрогенератор бортовой сети. Поэтому генератор раскручивался набегающим потоком воздуха, с помощью пропеллера. (А тележка шасси, которую хорошо видно на этом снимке, сбрасывалась после взлёта – приземлялся Me 163 на лыжу.)
Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/03/06/1194/
Похожие записки:
- Древние знаки цитирования "дипле"
- Манускрипты и переписывание трудов философа Клеомеда
- Вырезки древних виньеток и рыбы
- Палеография и падение тел
- Параллельные прямые и их пересечение
- Машинный ИИ в книгах прошлого века
- Заметки за июнь 2024 года
- DARPA и "недетерминированные" системы на борту
- Пятый постулат Евклида в древнем исполнении
- Публикации dxdt.ru в 2024 году
- Записки за октябрь 2024
Комментарии читателей блога: 7
1 <t> // 6th March 2008, 23:45 // Читатель arcman написал:
проблем с ними было больше чем преимуществ:
– малая дальность (микроскопическая)
– из-за высокой скорости были сильные нагрузки на плоскости – летчик просто не мог отклонить рули — посему плохая маневренность
у нас такие проекты тоже были, планировалось использовать их для обороны аэродромов и других важных объектов
2 <t> // 7th March 2008, 16:14 // Читатель Andrew написал:
Вроде у него топлива хватало – на 12 минут, или около этого. Ещё одна – сложность – слишком большая скорость, пилотам было трудно прицелится, цели – слишком быстро приближались.
3 <t> // 7th March 2008, 23:11 // Читатель Тош написал:
Были не только проекты, были даже лётные экземпляры, и даже раньше, чем у немцев… да только до ума так и не довели.
http://www.airwar.ru/enc/fww2/bi1.html
4 <t> // 8th March 2008, 11:21 // Александр Венедюхин:
> Вроде у него топлива хватало – на 12 минут, или около этого
Да, именно так, долго он не летал.
5 <t> // 8th March 2008, 11:23 // Александр Венедюхин:
> и даже раньше, чем у немцев
Тем не менее, исторически, Германия времён Второй мировой – бесспорный лидер в реактивной авиации. При этом перегнали всех очень существенно.
6 <t> // 8th March 2008, 14:08 // Читатель arcman написал:
немцы молодцы, будь у них чуть больше времени они бы всех победили…
за счёт технологического отрыва
и бомба бы у них былаб и средства доставки
несвезло им с СССР, неудачно получилось…
кстати у нас ещё до войны проект своего турбореактивного двигателя был, и у британии тоже.
так что немцы не настолько сильно обгоняли, но кое где они хорошо впереди шли.
7 <t> // 8th March 2008, 14:38 // Читатель arcman написал:
Кстати очень много адекватной информации в документальном сериале “Красные Звёзды” – и про довоенную авиацию, и непосредственно, и послевоенную.
Вплоть до нашего времени.
О фильме:
Каждая серия фильма построена на документальном рассказе о лучших образцах авиационной техники на фоне событий и фактов социально-политической жизни. В основу фильма положены материалы фото- и видеоархива студии “Авиафильм”, а также многочисленные документы (в том числе малоизвестные и ранее неопубликованные) из истории военно-воздушных сил бывшего СССР и стран СНГ. Фильм ?Красные звезды? удостоен диплома конкурса региональных электронных средств массовой информации Украины ?Золота хвиля?. Фильм включает 24 серии продолжительностью 58 минут и обязателен для просмотра всем тем кто интересуется Советской и Российской авиацией.
Примечание: Фильм ?Красные звезды? удостоен диплома конкурса региональных электронных средств массовой информации Украины ?Золота хвиля?.
Часть первая ?Сталинские соколы?
Фильм 1. “Короли неба”. Поликарпов и его машины: Р-1 (D.H.9), Р-5, У-2 (По-2), И-5, И-15, И-153, И-16, УТИ-4.
Фильм 2. “Легенда о простоте”. Легенда мировой авиации У-2 (По-2).
Фильм 3. “Армада”. Становление тяжелой бомбардировочной авиации в СССР. В основном речь о ТБ-3 (АНТ-6).
Фильм 4. “Американец в России”. Ли-2/DC-3/C-47/ПС-84 и т.д.
Фильм 5. “В крутом пике”. История Пе-2.
Фильм 6. “Черная смерть”. Ил-2.
Фильм 7. “Хищный красавец”. Истребители Яковлева (Як-1, Як-7, Як-9, Як-3).
Фильм 8. “Гром небесный”. ДБ-3 (Ил-4).
Фильм 9. “Он мог отменить войну”. АНТ-42, ТБ-7, он же Пе-8. Самолет, который мог отменить войну…
Фильм 10. “Небесный охотник”. Фильм рассказывает о наших мигах, лаггах, лавочках и летчиках на них летавших, до войны и во время неё.
Часть вторая ?Достать Америку?
Фильм 11. “Укрощение дракона”. Первые реактивные.
Фильм 12. “Возвращение армады”. Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-22М.
Фильм 13. “Серебряная стрела” . Фильм о МиГ-15 и немного о МиГ-17.
Фильм 14. “Загруженные смертью”. Дальние стратегические бомбардировщики от Фильм Ту-4 до Ту-160 Белый лебедь.
Фильм 15. “Противостояние”. Обо всем понемногу: МиГ-19, Як-25, Су-7, Су-9, МиГ-21…
Фильм 16. “Уходящий в легенду”. Серия целиком и полностью о нашей гражданской авиации: Ту-104 (Ту-107), Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144, Ил-12, Ил-14, Ил-18 (Ил-38), Ил-62 и тд.
Часть третья ?Противостояние?
Фильм 17. “Властелин неба”. МиГ-23, МиГ-29.
Фильм 18. “На страже империи”. Новый Миг серьезно осваивал сверхзвук… МиГ-25, МиГ-31 и т.д.
Фильм 19. “Летающий клинок”. Штурмовая авиация: от Су-7 до Су-25, Су-39.
Фильм 20. “Акулья хватка”. К-50.
Фильм 21. “Невероятный”. Су-27.
Фильм 22. “Под несущим винтом”. Ми-24.
Фильм 23. “Самолет особого назначения”. Як-38.
Фильм 24. “Надежные крылья”. Ан-124.
Выпущено: Студия Авиафильм
http://www.redshare.ru/index.php?newsid=191