F-35 STOVL: испытания двигателя
Как утверждает Lockheed Martin, 18-го апреля успешно провели наземные испытания двигателя, установленного на F-35 в варианте с коротким взлётом и вертикальной посадкой (STOVL). Фото:
(Lockheed Martin)
Напомню, что F-35 планируется выпускать в трёх вариантах, прежде всего отличающихся характеристиками походящих аэродромов базирования. Первый вариант – с обычным взлётом и посадкой; и два варианта вертикального (правильнее – короткого) взлёта и посадки (один из них – это вариант для базирования на авианосцах. Уточнение: вариант для авианосцев – с коротким взлётом и посадкой, не вертикальным.)
Кстати, для сухопутного варианта ценность короткого взлёта и посадки не очень ясна. Ведь для чего придумали сухопутные истребители с подобными “взлётными характеристиками”? Для того, чтобы можно было их эксплуатировать с аэродромов при условии частичного разрушения ВПП противником. Понятно, что самолёт с вертикальным взлётом может подняться в воздух просто с площадки возле ангара, в котором только что был укрыт (или даже взлететь можно из самого ангара, если тот правильно сконструирован).
Так вот, вопрос в том, актуален ли в нынешней ситуации такой расчёт по аэродромам? Ведь самолёт-то дорогой, а кто будет разрушать ВПП в Европе (например) – не ясно.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/04/27/1318/
Комментарии читателей блога: 8
1 <t> // 4th May 2008, 17:14 // Читатель Владислав написал:
Я так погляжу и думаю, что НАТО от нас не отстаёт мы новый движок и они, мы самолет выпускаем и они следом. Правда их там полсотни. а мы всего одна страна!
2 <t> // 5th May 2008, 20:56 // Читатель Nikopol написал:
> мы самолет выпускаем и они следом
скорее наоборот…
3 <t> // 22nd May 2008, 07:00 // Читатель Maigret написал:
> Кстати, для сухопутного варианта ценность короткого взлёта и посадки не очень ясна.
Не сухопутного, а для морской пехоты, ВМС Великобритании и других заказчиков, которые подтянутся позже. Таким образом, данный СУВП должен уметь базироваться на авианосных кораблях.
>Так вот, вопрос в том, актуален ли в нынешней ситуации такой расчёт по аэродромам? Ведь самолёт-то дорогой, а кто будет разрушать ВПП в Европе (например) – не ясно.
Еще как актуален, см. “аэродром подскока”, “Forward Operating Base”. Примеры таких аэродромов можно отыскать в текущих войнах США. Самолет предназначен для работы в не таких уж редких условиях нехватки длины ВПП. И построить полосу для него куда проще и быстрей, чем для обычных самолетов.
4 <t> // 22nd May 2008, 21:01 // Александр Венедюхин:
А что, кто-то вообще строит/проектирует СУВП, которые принципиально не умеют на авианосцах базироваться? (Correction: Истребители имелись в виду, конечно.)
На бумаге-то гладко можно обосновать. А примеры – где? Вот пишете, что “в не таких уж и редких условиях” – ну а где они, эти условия, в которых нет пары километров полосы?
5 <t> // 23rd May 2008, 03:34 // Читатель Maigret написал:
> А что, кто-то вообще строит/проектирует СУВП, которые принципиально не умеют на авианосцах базироваться?
Нет. Проблема тут в том, что вы ошиблись в вариантах этого самолета, придумав “сухопутный”:
> Первый вариант – с обычным взлётом и посадкой; и два варианта вертикального (правильнее – короткого) взлёта и посадки (один из них – это вариант для базирования на авианосцах)… Кстати, для сухопутного варианта ценность короткого взлёта и посадки не очень ясна.
Нет никакого “сухопутного варианта короткого взлета и посадки” F-35.
Есть вариант “A” обычного взлета и посадки.
Есть вариант “В” укороченного взлета и посадки.
Есть вариант “С” палубного базирования. Это самолет _обычного_ взлета и посадки.
Могу только одно сказать. Ссылаясь на факты, старайтесь полагаться не на свою голову, а на внешние источники. Вы делаете ошибки даже в простых, легко поддающихся проверке вещах. Это же касается и других тем, например “F/A-18 для индийского авианосца”.
—
> На бумаге-то гладко можно обосновать. А примеры – где? Вот пишете, что ?в не таких уж и редких условиях? – ну а где они, эти условия, в которых нет пары километров полосы?
Я ведь написал, где: в текущих войнах США. Сыграю роль гугля, вот вам пара прямых ссылок:
http://www.military.com/forums/0,15240,96216,00.html
Использование для дозаправки аэродрома подскока Ан Нумания в 2003 г., при поддержке наступательных действий наземных войск.
http://www.boeing.com/defense-space/military/av8b/news/2003/q4/nr_031205m.html
“I had my Harriers flying off of highways and bombed-out runways as we advanced on Baghdad for the final showdown,” continued Amos.
6 <t> // 23rd May 2008, 10:18 // Александр Венедюхин:
С – это вариант с коротким взлётом и посадкой (не вертикального, да, как действительно можно подумать из моего текста – я там поправил). То что палубный вариант короткого взлёта и посадки – так это даже по крылу и механизации видно.
Вариант STOVL – должен применяться на суше, сами же про это пишете, рассуждая про аэродромы. В чём же проблема с “сухопутным”?
OK, то есть, по-вашему, выходит, что F-35 проектируют для иракской и афганской компании, которые прошли несколько лет назад. Очень оригинальная логика. Это при том, что в строй F-35 поступит неизвестно когда и что самолёт задуман, в том числе, как экспортный. По-моему, на вас повлияла газета Washington Post.
7 <t> // 23rd May 2008, 14:14 // Читатель arcman написал:
Ндя, человек показал примеры из реальной жизни, когда укороченный взлёт был нужен, а ему факт боевого применеия ещё и в укор ставят…
8 <t> // 23rd May 2008, 18:27 // Александр Венедюхин:
Arcman, применять можно много что, вопрос в цене, обоснованности и эффективности.
Конечно, удобно, когда есть самолёт вертикального взлёта. Но дело в том, что использование с разрушенных полос, подразумевает, что противник имеет ВВС, способные регулярно бомбить полосы или у противника имеются ВВС, пригодные для нанесения внезапных упреждающих ударов, с разрушением полос. (Это всё продумано стратегами ещё в 50-х годах.)
И вопрос не в наивных “примерах из Гугла”, впрос не о том, как именно можно использовать данный самолёт. Вопрос в том, где же те условия, в которых обладание подобным самолётом (очень дорогим и сложным в эксплуатации) составит какое-то стратегическое преимущество. Я не знаю, как это можно не понять.
Думаю, дальше спорить здесь не о чем.