Эсхатология по пятницам: сила пара
Продолжаем изучение инструментария умелого борца с последствиями исчезновения технократической цивилизации. Напомню, что речь в этих заметках – о популярной нынче (как и всегда ранее) “эсхатологической тенденции”, в рамках которой наступает конец Цивилизации и исчезновение наработанной инфраструктуры (производственной и технологической). Почему-то многие энтузиасты, готовящиеся к такой развязке и обустраивающие “автономные хозяйства”, смело отказываются от всех технологий вообще, забывая, что есть технологии, доступные даже для отсталого общества.
В прошлых записках обсуждалось получение электроэнергии с помощью ветра и солнечного света. Сегодня – про другой потенциальный источник крутящего момента в хозяйстве – паровую машину.
В том или ином виде, устройства, использовавшие “силу пара” для механической работы, известны очень давно. (Историки даже пишут, что аж с первого века нашей эры.) Более-менее достоверные упоминания практических машин относятся к 16-17 вв. А классическая паровая машина (конструкции Уатта) приступила к реализации индустриальной революции в конце 17 в. В общем, конечно, паровая машина – это не ветряк по древности, но и к строго высокотехнологичным устройствам так же не относится. (Хотя, понятно, можно создать и высокотехнологичную паровую машину.)
Принцип действия классической паровой машины известен многим (см. картинку из БСЭ в начале заметки): хорошо разогретый пар поступает в цилиндр, толкает поршень, маховик раскручивается и – пошло-поехало.
(Фото: Pawel Michalik)
Для чего пригодится паровая машина в “автономном хозяйстве”? Например, можно накачать воду из колодца в накопительный резервуар (правда, потребуется ещё и насос). Но главное, что паровая машина способна раскручивать очень нужные для переработки “сельхозпродукции” устройства – например, мельницы. А кроме того, имея в своём распоряжении источник крутящего момента, мощную печь и пару станков, обитатель автономного хозяйства мог бы развернуть производство нужных и, конечно же, низкотехнологичных орудий труда, деталей для примитивных машин и механизмов. Всё это можно обменивать у других переживших Конец Цивилизации людей на разные товары и услуги. В общем, польза паровой машины огромна. Не даром же именно она произвела индустриальную революцию.
Интересно, что паровой котёл – а это необходимый для устройства паровой машины агрегат-источник пара – сейчас вполне можно приобрести в готовом виде (ну, пока Цивилизация ещё существует) и установить в специально подготовленное помещение. Более того, если действительно подробно озаботиться паровой машиной, то, видимо, всё ещё можно отыскать рабочий комплектный экземпляр, например от старого паровоза.
Преимущество паровой машины в том, что питать её можно низкотехнологичным топливом, например дровами (хотя каменный уголь больше подходит). Правда, КПД машины очень мал и она будет расходовать воду. Но это не должно останавливать проектировщиков автономных хозяйств. В конце концов, паровая машина хорошо поддаётся консервации – когда она не нужна или закончились дрова, машину можно не обслуживать.
Необходимо выбирать самую простую конструкцию. Прежде всего потому, что такую конструкцию проще понять (понять её придётся для осуществления ремонта и обслуживания). А кроме того, вряд ли паровая машина порадует надёжностью, и в этом случае простота устройства позволит починять поломки с помощью простых низкотехнологичных запчастей, большую часть из которых вообще можно изготовить, используя ту пару станков и печь, которые могут работать с помощью паровой машины. Детали, которые изготовить сложно, лучше запасти заранее.
(Фото: Norbert Schnitzler)
Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/05/09/1336/
Похожие записки:
- No related posts found.
Комментарии читателей блога: 2
1. 9th May 2008, 14:42 // Читатель arcman написал:
ДВС могут от газогенератора работать
2. 27th June 2008, 23:44 // Читатель dxdt.ru: занимательный… написал:
[…] Современный трактор, даже и простой – не годится, так как не только может потребовать сложных в изготовлении запасных частей, но и не будет работать в отсутствие подходящего топлива. Поэтому придётся использовать паровой трактор: то есть, трактор, использующий в качестве двигателя паровую машину. […]