Стаи вертикально взлетающих роботов

Боевые беспилотники с вертикальным взлётом. Как только доведут до ума соответствующие силовые установки, такие беспилотники сразу появятся. В первую очередь – на кораблях. Почему? Потому что перспективные летающие роботы обязательно будут действовать группами (скажем, числом от семи роботов).

Группа роботов действует согласованно, обмениваясь информацией в реальном времени. Такая организация даёт множество преимуществ, которые просто не доступны одиночным беспилотникам. Например, одни “элементы роя” наводят, другие – атакуют. При этом, если используется радиолокационное наведение, то атакующие беспилотники действуют в пассивном режиме, что снижает их заметность. Группа роботов, объединяя информацию от своих сенсоров, может эффективно вычислять координаты целей, работая, опять же, только на приём (я об этом как-то писал, правда, применительно к группам пилотируемых истребителей). При этом, понятно, за беспилотниками остаются и все очевидные известные тактические преимущества действия группой (скажем, несколько беспилотников прикрывают атаку одного и т.п).

Так вот, при чём здесь вертикальный взлёт: дело в том, что только так можно с максимальной эффективностью обеспечить одновременный взлёт группы с тесной палубы авианосца (или с небольшого аэродрома). Понятно, что можно взлетать с катапульты по очереди: взлетевшие раньше – ждут остальных в воздухе. Однако “время на сборы” – это фактор вполне критический, особенно если нужно быстро поднять в воздух несколько ударных групп.

Более того, для обеспечения высокой маневренности в полёте (а она хорошо подходит беспилотникам), всё равно потребуются силовые установки, позволяющие реализовать в дополнение к аэродинамическому газодинамическое управление (например, аппарат может иметь тот или иной набор отклоняемых реактивных сопел: управление вектором тяги). Понятно, что вертикальный взлёт в таком случае можно получить в качестве развития системы газодинамического управления.

Конечно, обитаемым летательным аппаратам тоже лучше действовать группой – это очень давно проверено на практике. Однако теперь на первое место по значению всё равно выходит автоматический оперативный обмен информацией между бортовым компьютерным оборудованием внутри группы, а не только между пилотами. Если прибавить к этому факту всё возрастающую роль беспилотников, становится понятным, что двигателисты подтянут технологии (которые в своё время не позволили создать действительно эффективные истребители вертикального взлёта), и в будущем нас ждут вертикально взлетающие боевые беспилотники. Тем более, что отсутствие кабины пилота добавляет простора и для проектирования силовой установки, а не только для аэродинамики.

Первые образцы подобных беспилотников уже есть. Правда, в основном это вертолёты. А нужны реактивные – их развития придётся подождать несколько лет.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/06/11/1468/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 5

  • 1. 11th June 2008, 19:01 // Читатель Nikopol написал:

    [offtopic]
    Александр,
    в “Свежих комментариях” при клике на любой линк делается переход на соответствующую статью, а не к соответствующему комментарию.
    В самих статьях комменты не помечены метками #comment-1666762.

    Было бы удобно переходить сразу к выбраному комментарию…
    [/offtopic]

  • 2. 11th June 2008, 19:27 // Александр Венедюхин:

    Ой, действительно. Спасибо! Сейчас попробую поправить.

  • 3. 11th June 2008, 19:52 // Читатель Тош написал:

    > Так вот, при чём здесь вертикальный взлёт: дело в том,
    > что только так можно … обеспечить одновременный взлёт
    > группы с тесной палубы авианосца (или с небольшого
    > аэродрома)

    старт с наклонных направляющих (см. “Пчела”, “Рейс”) тоже может обеспечить.

  • 4. 11th June 2008, 20:16 // Александр Венедюхин:

    Нет, направляющие – это негибкое решение, требующее, например, дополнительного оборудования (катапульта и тп), которое так же занимает место. Эффективность не та. Потом, с трудом можно себе представить простые и технологичные направляющие с катапультой для, скажем, 10-тонного беспилотника.

  • 5. 12th June 2008, 04:45 // Читатель Jeff Zanooda написал:

    Взлететь несложно, вон крылатые ракеты запускаются хоть с подводной лодки. Более интересный вопрос, как садиться. И как связь с беспилотниками обеспечить с низкими задержками, помехоустойчивую и так чтоб противник не запеленговал. Без этого применять их можно будет разве что против гораздо более слабого в техническом отношении противника.