Кривокрылый F-16

Всегда интересны нетрадиционные самолёты, особенно если это переоборудованные истребители. На фото 1996-го года – не самый типичный F-16 (надо заметить, не все интересующиеся авиацией вообще опознают в этом кривокрылом летательном аппарате F-16):

(Фото: NASA)

Почему он такой странный? Потому что это летающая лаборатория, оборудованная на базе F-16XL и предназначавшаяся для изучения полезности систем управления пограничным слоем при сверхзвуковом полёте. На левой консоли установлена система отсоса пограничного слоя, её “входная панель” – тёмного цвета.

(Пограничный слой – это, грубо говоря, та часть потока, обтекающего крыло, которая непосредственно к поверхности крыла прилегает; поведение пограничного слоя имеет решающее значение для аэродинамических свойств крыла. Отсос воздуха из пограничного слоя способствует, в теории, сохранению ламинарного течения в этом слое.)

Правая консоль изображённого F-16 не содержит системы отсоса, и в полёте использовалась в качестве источника “эталонных” данных, служивших для более точного анализа поведения левой консоли. При этом у правой консоли другая форма. Это потому, что её параллельно использовали для сравнительных испытаний нового “ламинарного крыла”, не имеющего активной системы управления пограничным слоем.

Впрочем, судя по всему, каких-то эпохальных положительных результатов в исследованиях на этом F-16 получить не удалось. Но отрицательный результат – это тоже результат.

(Да, а ламинарный пограничный слой – он позволяет улучшить аэродинамическое качество.)

Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/06/22/1502/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 3

  • 1 <t> // 23rd June 2008, 08:08 // Читатель Jeff Zanooda написал:

    Результаты для публики недоступны, поэтому неизвестно, положительные они были или отрицательные. Хотя можно предположить, что отверстия диаметром в шесть сотых миллиметра быстро забивались всяким мусором.

  • 2 <t> // 23rd June 2008, 11:16 // Александр Венедюхин:

    Вообще-то результаты публиковались открыто. Ну да ладно.

  • 3 <t> // 25th June 2008, 05:03 // Читатель Шурик написал:

    Управление пограничным слоем давняя тем, и на удивление хорошо изученная. Хохма в том, что применительно к тем же истребителям управление пограничным слоем служит не столько цели повышения аэродинамического качества, сколько расширению диапазона полётных режимов. Так же как “сверхкритическая” (она же “вихревая”) аэродинамика планера.