Всё что нужно для рекламной слежки

frankblacknoir, flickr Давненько мы не касались интернет-технологий. Нужно исправлять упущение. В этот раз – про “Большого брата” и рекламный таргетинг.

Известно, что во многих случаях рекламу лучше покупают у того “рекламного провайдера”, у которого она эффективнее. То есть чем больше товаров/услуг удалось продать в пересчёте на бюджет, тем лучше. Хотя понятно, есть, видимо, множество оговорок, о которых лучше спросить маркетологов. Особенно в свете того, что наша записка о другом.

Так вот, для повышения эффективности рекламы лучше предъявлять “субъекту” именно ту рекламу, которая ему будет максимально интересна. Это банальность. Из банальности выросли системы контекстной рекламы современного Интернета. Эти системы, пользуясь современными технологиями, улучшают качество контекста. Давайте посмотрим на примерах.

Яндекс.Директ” следит за посетителем на других сайтах, используя историю его поисковых запросов. Это делается через браузерные куки (небольшие файлы, которые веб-сервер может сохранить “в браузере” посетителя сайта). Объект компьютерной слежки на поиске “Яндекса” вводит запрос, – например, “крутые газонокосилки”, – сервер “Яндекса” фиксирует запрос в своей базе, связывает его с уникальным идентификатором и выдаёт соответствующую куку браузеру.

В дальнейшем, объявления “Яндекс.Директ”, соответствующие ключевым словам из запроса (скажем, “газонокосилки”), преследуют “объект”, уже покинувший поиск “Яндекса”, на других сайтах, участвующих в этой рекламной сети. Интересно, что так как объявления браузер загружает с серверов “Яндекса”, то куки будут работать, даже если они отключены для текущего сайта, но разрешены для “Яндекса”.

Есть, конечно же, и другие способы. Например, код рекламной сети может отслеживать ссылку, по которой пришёл на данный сайт посетитель, и регулировать выдачу объявлений в соответствии с “тематикой ссылки”. Продвинутая система уже использует запись истории “сёрфинга”, опознавая веб-читателя по кукам и IP-адресам. На основании истории возможен уже “поведенческий таргетинг“, понятно, в автоматическом режиме. Хороший провайдер контекстной рекламы дружит с распространёнными “счётчиками” (то есть с сервисами статистики, устанавливающими свои кнопки на сайтах, например – li.ru). Понятно, что чем больше сайтов охвачено системой учёта, тем более точная возможна слежка.

Но развитие чисто интернет-систем “рекламной слежки” уже подошло к своему пределу, многое съедено, места для развития всё меньше. Что дальше?

Что нужно для того, чтобы сделать идеального “Большого брата”?

Для этого нужны две фундаментальных вещи: крупный интернет-провайдер и оператор сотовой связи. Также очень поможет платёжная система (особенно офлайновая) и “карманный” контент-провайдер (например, несколько популярных интернет-СМИ).

Начнём с фундамента: интернет-провайдер обладает очень подробной информацией о перемещении пользователя по Сети. Если вы вдруг думаете, что провайдер не может поставить в браузер куки (например), то вы сильно заблуждаетесь. Если веб-страница не шифруется и не подписывается удостоверенной электронной подписью, то провайдер может внести в неё любые изменения и добавления автоматически. Потребуется лишь автоматический анализатор трафика, который позволит добавлять в состав веб-страницы код, обрабатываемый браузером.

Для чего куки, если провайдер и так видит сетевую активность пользователя? А вот для чего: предположим, что этот провайдер предоставляет доступ по Wi-Fi, в самых разных районах, самым разным, свободно перемещающимся по этим районам, пользователям. Раздача пользователям дополнительных идентификаторов, например, в тех самых куках – очень хорошо поможет различать пользователей в дальнейшем. Особенно тогда, когда пользователь подключится к другому интернет-провайдеру с того же самого компьютера. На этом шаге, кстати, играет решающую партию карманный интернет-ресурс, упомянутый выше в качестве дополнительного инструмента: используя этот ресурс, можно опросить куки и определить, к какому же провайдеру перешёл пользователь.

Второй фундаментальный элемент: оператор сотовой связи. Оператор сотовой связи знает, иногда с точностью до метров, где и когда находился мобильный телефон, обслуживаемый этим оператором (в рамках его сети, с очевидными радиотехническими оговорками). Резонно “привязать” мобильный аппарат к владельцу. Тогда можно строить предположения, в какие магазины, кинотеатры и рестораны владелец заходил; это например – ведь можно и театры отслеживать.

Итак, если объединить “через пользователя” подробную историю веб-серфинга (интернет-провайдер) и офлайновые перемещения (сотовый оператор), то получится весьма подробный “поведенческий профиль”. Участвующие контент-проекты позволяют расширить профиль на “других провайдеров”. А для чего нужна платёжная система? А она позволяет “отполировать монстра”, практически доведя его до совершенства. Ведь оплата отмечает факт приобретения услуг/товаров, а значит отслеживание оплаты не только позволит уточнить поведенческие данные, но и определить, что “клиент был успешно проведён по цепочке”. А это важно.

Кто первым построит подобную систему в Рунете? Ответ на этот вопрос вынесем за рамки заметки.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/06/23/1507/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 5

  • 1. 24th June 2008, 00:07 // Читатель abc написал:

    Интересно, наверное, скоро так и будет.

  • 2. 24th June 2008, 00:09 // Читатель Oleg написал:

    А может и сейчас уже есть

  • 3. 24th June 2008, 00:10 // Читатель Oleg написал:

    Это конечно очень интересно, но все усилия “большого брата” легко блокируются на клиенте, например, с помощью того же Adblock Plus.

    PS. Если неправильно введена капча, было бы неплохо не заставлять пользователя вводить текст заново ;)

  • 4. 24th June 2008, 10:04 // Читатель arcman написал:

    > Если вы вдруг думаете, что провайдер не может поставить в браузер куки (например), то вы сильно заблуждаетесь.
    Некорректное утверждение.
    Провайдер может изменить передаваемую страницу, но если куки отключены или фильтруются, то “поставить в браузер” провайдер ничего не может.
    В целом – при нежелании учавствовать в подобной слежке всё легко обходиться.
    Главное знать с чем борешься.

  • 5. 24th June 2008, 10:12 // Александр Венедюхин:

    У большинства пользователей куки включены (они сплошь и рядом требуются для авторизации и тп). И куки – не единственный способ слежки, особенно если вы – интернет-провайдер (есть ещё DNS и тп).