“Стелс” в истории авиации

От популярных СМИ часто можно услышать, что первыми придумали “невидимые” для радаров самолёты в Штатах, сразу после неудач во Вьетнаме. Между тем, это ни разу не так.

Почему? Потому что наземные РЛС для обнаружения самолётов активно использовались ещё во время Битвы за Британию (1940). Уже тогда РЛС, предупреждая силы ПВО Великобритании о воздушном нападении, доставляли определённые проблемы германским ВВС. Довольно странно было полагать, что учёные и инженеры, в деталях представляя принципы работы РЛС, не задумались бы о создании малозаметных для РЛС самолётов.

Правда, с технологиями были проблемы: использовавшиеся схемы самолётов, применявшиеся материалы, воздушные винты, поршневые двигатели – всё это делало создание малозаметных самолётов неразумным. Понятно, что в теории можно было бы уже к середине 40-х годов прошлого века сконструировать и построить малозаметный (по сравнению с) истребитель, используя деревянные, пластиковые “панели” и несущие элементы, установив реактивный двигатель, склеивая элементы конструкции, применяя другие хитрости. Однако выгода от снижения радиолокационной заметности не перевесила бы дороговизны и непрактичности такого самолёта.

(Истребитель Hawker Hurricane)

Несмотря на многолетнюю известность “в теории”, практическое применение технологии снижения радиолокационной заметности стали получать лишь тогда, когда затраты на их претворение в реальность приблизились к разумным суммам, а выгода от применения оказалась заметна на фоне диктуемых технологиями ограничений.

Кстати, к первым самолётам, реализующим идею “малой заметности”, часто относят германский Go 229 – экспериментальный реактивный самолёт начала 40-х годов прошлого века, выполненный по схеме “летающее крыло” (на иллюстрации, открывающей заметку).

А малозаметность самолётов для РЛС всё-таки использовалась и во Вторую Мировую, всеми сторонами, правда, весьма ограниченно и без вынесения “Стелс” в титульную особенность самолёта. Так, для решения некоторых задач (например, ночная бомбардировка, ночная разведка) использовались небольшие деревянные самолёты старых конструкций. Надо заметить, что такие самолёты ещё и представляли собой весьма сложную цель для ночных истребителей, оборудованных бортовыми РЛС.

Так что “невидимость” придумали вовсе не Штаты, и вовсе не после Вьетнама.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/07/28/1599/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 15

  • 1. 28th July 2008, 18:28 // Читатель зашел в гости написал:

    В США самолет типа “летающее крыло” поднялся в воздух в 41-м году. Проэкт был не совсем удачный, но была отмечена его малая заметность для существующих тогда радаров.
    http://en.wikipedia.org/wiki/Northrop_N-1M

  • 2. 28th July 2008, 18:38 // Читатель arcman написал:

    Интересные статьи по теме:
    http://reibert.info/wiki/index.php/РЛС_Бортовая
    http://reibert.info/wiki/index.php/РЛС_Наземная

    Упоминаются даже постановщики помех и системы позволяющие навести истребитель на эти постановщики =)

  • 3. 29th July 2008, 09:09 // Читатель Tungsten написал:

    Бредовая статья .

    Тогда уж , вспомнив знаменитый “Планер” братьев Райт докажем , что первый реально полетевший “стэлс” всётаки создали в США !

  • 4. 29th July 2008, 09:22 // Читатель Tungsten написал:

    arcman , все без исключения приёмы РЭБ были изобретены и применены в ходе Второй Мировой , после только доводили и усовершенствовали . Принципиально нового ничего не придумано .

  • 5. 29th July 2008, 19:52 // Читатель kujer написал:

    Tunqsten, Вы сам себе противоречите (в память о “почти оффтопик:ТТХ F-22”), т.к. значительная часть мер, входящих в обязательный комплекс “малозаметности” для современных самолетов, и есть средства РЭБ. Есть правда, кое-какие сомнения о “все, без исключения…”, но тут я не силен. Помнится была любопытная, но довольно короткая статья на этом блоге о алгоритмах современных РЛС и связанных с ними способах противодействия… Может даже и не одна.

  • 6. 29th July 2008, 23:34 // Александр Венедюхин:

    вспомнив знаменитый “Планер” братьев Райт докажем , что первый реально полетевший “стэлс” всётаки создали в США !

    Не, это был не “Стелс” – тогда ещё не разобрались с радарами и их ролью.

  • 7. 30th July 2008, 08:24 // Читатель Tungsten написал:

    2 kujer

    > Tunqsten, Вы сам себе противоречите (в память
    > о ?почти оффтопик:ТТХ F-22?), т.к. значительная часть
    > мер, входящих в обязательный комплекс
    > ?малозаметности? для современных самолетов, и есть
    > средства РЭБ.

    Вам так КАЖЕТСЯ , ввиду слабого знания мат.части .

    Например – тако безусловно малозаметный самолёт , как F-117 не несёт никаких средств РЭБ вообще ( и Вы сами писали , что кроме радиостанции НИКАКИХ активных средств на нём нет , но “забыли” ) .
    Далее – F-22 являясь малозаметным самолётом … Тоже лишен средств РЭБ , за исключением станции СПО/РТР .

    > Есть правда, кое-какие сомнения о ?все, без
    > исключения??, но тут я не силен.

    Так может – лучше сначала самому разобраться , и потом уж делать громогласные заявления о том , кто там сам себе противоречит ?

    > Помнится была любопытная, но довольно короткая статья
    > на этом блоге о алгоритмах современных РЛС и
    > связанных с ними способах противодействия?

    И что ? Из-за статьи на F-117 вдруг образуется комплкс РЭБ ?

  • 8. 30th July 2008, 08:33 // Читатель Tungsten написал:

    2 kujer

    > Tunqsten, Вы сам себе противоречите (в память
    > о ?почти оффтопик:ТТХ F-22?), т.к. значительная часть
    > мер, входящих в обязательный комплекс
    > ?малозаметности? для современных самолетов, и есть
    > средства РЭБ.

    Вам так КАЖЕТСЯ , ввиду слабого знания мат.части .

    Например – тако безусловно малозаметный самолёт , как F-117 не несёт никаких средств РЭБ вообще ( и Вы сами писали , что кроме радиостанции НИКАКИХ активных средств на нём нет , но “забыли” ) .
    Далее – F-22 являясь малозаметным самолётом … Тоже лишен средств РЭБ , за исключением станции СПО/РТР .

    > Есть правда, кое-какие сомнения о ?все, без
    > исключения??, но тут я не силен.

    Так может – лучше сначала самому разобраться , и потом уж делать громогласные заявления о том , кто там сам себе противоречит ?

    > Помнится была любопытная, но довольно короткая статья
    > на этом блоге о алгоритмах современных РЛС и
    > связанных с ними способах противодействия?

    И что ? Из-за статьи на F-117 вдруг образуется комплкс РЭБ ?

  • 9. 30th July 2008, 08:35 // Читатель Tungsten написал:

    2 Александр Венедюхин

    > Не, это был не ?Стелс? – тогда ещё не разобрались с
    > радарами и их ролью.

    И в этом случае всё правильно , первые самолёты созданные специально с целью уменьшения их заметности в РЛ диапазоне сделаны в США , это SR-71 и F-117 :)

  • 10. 1st August 2008, 18:11 // Читатель Tungsten написал:

    Кстаи , на первом фото не Go-229 , а безмоторный планер тех же конструкторов ( братьев Хортон ) H IX V1 .

    Да и сам самолёт H IX V2 ( разбившийся 18 февраля 1945 года , так что самолёт не “начала 40-х годов” , а самой их середины ) никакого отношения к малозаметности не имел – как минимум ни в одном из существующих документов нет даже намёков на работы в этой области , связанных с Go-229 . А в докледа 14 апреля 1943 года Хортены приводят какие угодно аргументы в пользу схемы “летающее крыло” ( включая лучшую стойкость против аэростатов заграждения ) , кроме пониженной радиолокационной заметности .
    Анализ конструкции самолёта тоже не даёт никаких оснований считать его “малозаметным” , более того – он даже скорее обладал повышенной РЛ заметностью в некоторых диапазонах .

    Насколько мне известно , целенаправленно некоторые элементы снижающие РЛ заметность были применены англичанами на своих бомбардировщиках V-серии . А первым самолётом изначально спроектированным с учётом требований снижения РЛ сигнатуры – SR-71 и разумеется , F-117 .

  • 11. 1st August 2008, 20:40 // Александр Венедюхин:

    Кстаи , на первом фото не Go-229 , а безмоторный планер тех же конструкторов ( братьев Хортон ) H IX V1

    Прототип H IX – это и есть Go 229. Собственно, Go 229 это просто другое название (по заводу), не самое верное, но распространённое.

    А первым самолётом изначально спроектированным…

    Но новизны идеи там нет.

  • 12. 2nd August 2008, 08:26 // Читатель Tungsten написал:

    Первый прототип ( V1 )- это безмоторный планер , и есчо НЕ Go-229 . Даже второй прототип не имел официального названия , только последующие серийные были БЫ Go-229 .

    > Но новизны идеи там нет.

    Ну да , идея самолёта была опробована в местечке Киттихок некими братьями Райт :)

    А идея самолёта созданного специально для уменьшения его РЛ заметности – впервые , до этого только некоторые отдельные элементы применялись на обычных самолётах .

  • 13. 2nd August 2008, 11:10 // Александр Венедюхин:

    А идея самолёта созданного специально для уменьшения его РЛ заметности

    Ну да, создавать самолёт только и “специально для уменьшения его заметности” – это довольно оригинальная идея, спору нет.

    А вот сама идея малозаметного самолёта – самоочевидная и очень старая. Как я и написал, ранее её не реализовали только по причине слишком больших затрат и ограничений, которые не оправдывались бы выгодами.

  • 14. 1st January 2009, 21:09 // Читатель Я туту мимо пробега… написал:

    >Далее – F-22 являясь малозаметным самолётом ? Тоже
    >лишен средств РЭБ , за исключением станции СПО/РТР.

    Поправлю – F-22 умеет ставить помехи с пом. AN/APG-77. Это общая приятная особенность БРЛС с АФАР – многорежимность и способность ведения РЭБ.

  • 15. 12th April 2009, 12:35 // Читатель Историк написал:

    Все эти амереканские неведимки видят наши ПВО ;) И сбивают их гашими ракетами :)