Чего боятся Штаты, часть 2
В первой части речь о сверхскоростных противокорабельных ракетах. Но Штаты, при всей гибкости и высоком развитии их военных систем, опасаются не только ракет, имеющихся (предположительно) на вооружении у технически слабых противников.
Например, Штаты опасаются небольших, недорогих, но выполненных на современном уровне подводных лодок, которые могли бы оказаться у тех же самых “вероятных противников” из числа неразвитых в военно-техническом отношении стран.
(Германская подводная лодка времён Второй Мировой)
Речь не о сложных, технологически продвинутых, субмаринах, а о простых дизель-электрических “посудинах”, современность которых определяется применением прогрессивных технологий производства и проектирования, снижающих стоимость и требования по обслуживанию. Единственное важное проявление “хайтека” в такой лодке – меры (не самые прогрессивные, но эффективные) по снижению заметности аппарата.
Простая в эксплуатации конструкция, отсутствие разнообразных сложных систем на борту – всё это позволяет применять лодку не слишком хорошо обученным морякам, а также обслуживать флот таких лодок самыми элементарными техническими средствами. Это ключевые моменты.
Понятно, что лодки по заказу строит и ставит в строй технически продвинутая “третья сторона”. Современный опыт строительства подводных лодок используется “третьей стороной” для того, чтобы создать надёжную, по возможности малозаметную, подводную лодку с большим ресурсом. Создать такой аппарат реально: прогресс тут огромный и в средствах проектирования, и в доступных конструкционных материалах.
Почему Штаты опасаются таких лодок? Потому что при всём богатстве технических средств штатовской разведки обнаруживать и сопровождать небольшую подводную лодку гораздо труднее, чем, скажем, близкий по размерам надводный корабль (или подводный крейсер). При этом подобная лодка может привезти противокорабельную крылатую ракету, стартующую из торпедного аппарата, а может скрытно поставить современные подводные мины “в неожиданных местах”. Более того, небольшая подводная лодка может создавать угрозу безопасности для транспортных судов, обеспечивающих перемещение военных (или “околовоенных”) грузов (можно просто заблокировать некоторые судоходные пути).
Понятно, что с подобными угрозами Штаты умеют бороться. Однако, во-первых, наработанные методы хороши против больших субмарин, а малую и правильно сконструированную – обнаружить сложнее. Во-вторых, построение защиты потребует массового привлечения дополнительных сил и средств, сильно отличающихся от тех, которые годятся для борьбы с надводным флотом. Рост сложности операций Штатам прямо не выгоден.
При этом со стороны противника требуется лишь поддержание боеспособности небольшого флота подводных лодок, которые уже конструктивно выполнены так, чтобы требовать минимума внимания и минимума технического оснащения и грамотности.
Продолжение – в третьей части.
(Часть 1)
Адрес записки: https://dxdt.ru/2008/09/07/1694/
Комментарии читателей блога: 8
1. 7th September 2008, 23:18 // Читатель Ростислав написал:
Я так понимаю, Венесуэла нам в помощь? А про подобное превосходство лодок помнится слышал при каких-то учениях НАТО, когда лодка ЮАР обвела вокруг пальца весь задействованный в тех учениях натовский флот.
2. 8th September 2008, 13:07 // Читатель ТЕмный написал:
У России есть такие лодки? Или все также строим гигантские судмарины?
3. 8th September 2008, 15:07 // Читатель Alex_odin написал:
очень советую по такому поводу посмотреть старенькую комедию “Поднять перископ”. Аккурат про такое превосходство :)
4. 9th September 2008, 05:08 // Читатель Jeff Zanooda написал:
Боятся не без оснований, хотя бы потому что были прецеденты. Например, всплывшая недалеко от авианосца китайская дизельная подводная лодка, которую прозевали. Хотя это скорее всего по ошибке вышло. Специально раскрывать свои возможности и терять элемент внезапности китайцам вроде бы совершенно ни к чему.
5. 12th September 2008, 08:20 // Читатель Тритон написал:
Именно поэтому у нас до сих пор не сняты с вооружения дизельные подлодки и они при капремонтах даже реконструируются.
6. 10th April 2009, 22:55 // Читатель RE написал:
А почему на этой “германской подводной лодке” красная звезда?
На нашу Щуку похожа, хотя мы копировали…9
7. 10th April 2009, 23:11 // Александр Венедюхин:
Не, это не звезда, а какой-то иной знак – не разобрать. Это всё ж германская лодка.
8. 10th April 2009, 23:14 // Александр Венедюхин:
Ага, подсказывают, что это U-995 – типа, музей.