Психология и воздушный бой за пределами видимости

yakmarkaВажнейшее направление развития вооружения истребителей после Второй Мировой – это возможности по атаке цели за пределами видимости. Понятно, что для создания этих возможностей пришлось разработать и реализовать “в металле и композитах” хорошие радары, хитрые системы управления вооружением, ракеты “воздух-воздух” большой дальности. Истребителям Второй Мировой подобное вооружение вообще не было доступно. Даже на реактивных истребителях ракеты тогда использовались неуправляемые и только в прямой видимости цели (например, по бомбардировщикам противника с борта Me 262).

Интересно, что когда обсуждают современную ситуацию со сверхдальними бортовыми радарами и ракетами “воздух-воздух”, часто упускают из виду психологический момент. Возможно, пилоту истребителя, чтобы интуитивно почувствовать боевую ситуацию, нужно увидеть самолёт противника глазами, и именно сам самолёт: невнятная группа отметок на ИЛС или дисплее для мозга не подходит. Цель, взятая системой управления вооружением на сопровождение и летящая где-то там в трёх десятках километров впереди, это одно. Визуальный контакт – совсем другое. Психологическое восприятие ситуации тут, как ни крути, будет совсем разным. А именно это восприятие определяет то, какие решения принимаются пилотом. Ну вот, скажем, пилот стремится к визуальному контакту и маневренному бою, как к более прогнозируемой (привычной?) ситуации. Соответственно, ракеты большой дальности тут успеха не добавят, они просто оказываются не нужны.

Вопрос: следует ли отсюда вывод, что ключевой момент воздушного боя за пределами видимости – психология пилотов? Если так, то в стратегическом выигрыше будет тот, кто первый подведёт нужный психологический базис. Потому как технологии, позволяющие вести воздушный бой “за пределами видимости”, уже есть вполне отлаженные.

Кстати, пример: в наземной ПВО перехват без визуального контакта, только по “отметкам на экране” – уже давно самая обычная практика.

()

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 4

  • 1. 9th March 2009, 23:55 // Читатель зашел в гости написал:

    Психология? Скорее – обучение. Дальний (ровно как и ближний) воздушный бой никогда не станет привычной ситуацией, если летчика к нему не готовить. А если нет подготовки, то и техника не поможет.

  • 2. 10th March 2009, 00:23 // Читатель Peterlink написал:

    согласен с 1.

  • 3. 10th March 2009, 01:17 // Читатель RE написал:

    Типа все сводится к тому что воевать между собой будут операторы беспелотников?
    Будут видеть на радаре зеленые и красные мметки, одни с одной стороны, другие с другой. Ну я утрирую, но кто его знает.

  • 4. 10th March 2009, 06:19 // Читатель MIl написал:

    Типа все сводится к тому что воевать между собой будут операторы беспелотников?
    К этому все идет

    а так – технология виртуализации цели поможет.
    отображаем на шлеме или непосредственно на сетчатке глаза 3D изображение самолета вместо самолета. делаем как бы возможность бинокля надо приблизить цель как будто с увеличением.