F-15 почти пятого поколения: стелс-апгрейд в картинках
Продолжается выпуск записок на dxdt.ru. В этот раз “Боинг” не заставил себя долго ждать: выкатил на публику апгрейд для старого F-15. В апгрейде (называется: F-15 Silent Eagle), место традиционных конформных топливных баков под крылом занимают новые “контейнеры”, внутри которых расположены отсеки для “несения вооружения”. То есть, F-15 получается с “внутренними” точками подвески, что, понятно, крайне важно для уменьшения радиолокационной заметности.
Конечно, на борт будут ставить современный радар с АФАР (они уже давно успешно протестированы для F-15) и обновлённые средства РЭБ (просто “станции помех” и перспективные активные системы для радиоэлектронных атак). При этом обещают новые материалы и радиопоглощающие покрытия. Готовый истребитель – на экспорт.
Ну да, длительность полёта должна уменьшиться, потому как дополнительные конформные баки отняли практически полностью. Но ведь на подходе модернизированные двигатели.
Собственно, картинки (Credit: Boeing media):
Вообще, всё это не удивительно, и лишь демонстрирует верный подход боинговских разработчиков. Потому что зачем же нужно пятое поколение, если можно модернизировать четвёртое, а потом сразу перейти к революционному – шестому? Кстати, подробнее о том, что же это задумали в “Боинге” – в паре прошлых записок: одна и вторая.
Интересно: в первой из этих заметок я как раз писал, что вот, мол, “нет внутренних отсеков”. Прошло чуть более года, и теперь они, похоже, есть.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2009/03/21/2191/
Комментарии читателей блога: 27
1 <t> // 21st March 2009, 08:01 // Читатель GreenCross написал:
Такое ощущение, что дополнительные объёмы фюзеляжа “заимствованы” у конформных топливных баков F-15E.
2 <t> // 21st March 2009, 08:03 // Читатель GreenCross написал:
Чорд, надо было до конца дочитать. :)
3 <t> // 21st March 2009, 11:24 // Читатель Funky_boy написал:
Александр, а не могли бы вы выпустить пару заметок о NGLRS (который Bomber 2018). Тема крайне интересная, особенно в свете устаревания бомбардировочного флота US, но кроме аналитических заметок от компаний Northrop Grumann о них ничего не слышно.
4 <t> // 21st March 2009, 15:45 // Александр Венедюхин:
Я запишу в планы, спасибо за тему.
5 <t> // 23rd March 2009, 22:22 // Читатель зашел в гости написал:
Идеи “Боинга” нужно рассматривать, учитывая позицию компании на рынке.
Во-первых, F-15 – их детище(после приобретения Боингом компании “Локхид Мартин”), и модернизация сотен машин будет компании очень выгодна.
Во-вторых, Боинговский Х-32 проиграл конкурс JSF Локхидовскому Х-35, а делать что-то надо уже сейчас.
И, наконец, до 6-го поколения еще далеко. По сути, нормально функционирующих беспилотников не так много. Из серьезных машин – Global Hawk, Predator и Reaper. Остальные – маленькие разведовательные самолетики, недалеко ушедшие от игрушек.
6 <t> // 23rd March 2009, 22:47 // Александр Венедюхин:
McDonnell Douglas они приобрели, прошу прощения.
7 <t> // 23rd March 2009, 22:50 // Читатель зашел в гости написал:
Да, ошибочка вышла. Я имел ввиду “McDonnel Douglas” – разработчикa F-15.
8 <t> // 24th March 2009, 09:48 // Читатель MIl написал:
всегда интересовал вопрос: при стрельбе из контейнера скорость надо же сбрасывать?
9 <t> // 24th March 2009, 16:35 // Читатель зашел в гости написал:
Скорость сбавлять не обязательно. Ракета выталкивается из контейнера специальным механизмом. F-22, например, может выбрасывать бомбы из своих внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
10 <t> // 24th March 2009, 17:06 // Читатель arcman написал:
Да вопрос не в механизме как я понимаю, а в изменении геометрии/аэродинамики самолета на сверхзвуке, когда дверцы открываются.
11 <t> // 24th March 2009, 17:58 // Читатель зашел в гости написал:
Выброс боеприпаса происходит менее чем за секунду, поэтому имемения в аэродинамике незначительны и очень кратковременны.
12 <t> // 24th March 2009, 19:39 // Читатель MIl написал:
если птица попадает в крыло саолету мало не покажется атут на сверх звуке выкидывается боепипас – имхо скорость всеж сбрасывается
13 <t> // 24th March 2009, 20:33 // Читатель зашел в гости написал:
То, что F-22 умеет бросать бомбы на сверхзвуке – это факт:
http://www.edwards.af.mil/news/story.asp?id=123107101
Насчет F-15 я не уверен, но “Боинг” является партнером “Локхид Мартин” в производстве F-22, и логично предположить, что продвинутый F-15 оснастят похожей системой сброса боеприпасов.
14 <t> // 25th March 2009, 09:49 // Читатель arcman написал:
Читатель зашел в гости написал:
> Выброс боеприпаса происходит менее чем за секунду, поэтому имемения в аэродинамике незначительны и очень кратковременны.
А ты подумай что будет если на сверхзвуке быстро открыть/закрыть фонарь кабины =)
Есть мнение что самолету что нибудь оторвет ;)
F-22 долго учился вооружение на сверхзвуке применять, кстати.
15 <t> // 25th March 2009, 16:28 // Читатель зашел в гости написал:
Причем тут фонарь кабины? Способ бросать бомбы на сверхзвуке есть, и он РАБОТАЕТ. Как долго F-22 “учился” бросать бомбы – это к нашей дискуссии не имеет никакого отношения, ибо на данный момент технология отработана. Вопрос лишь в том, сможет ли Боинг адаптировать ее для F-15.
16 <t> // 25th March 2009, 22:18 // Читатель arcman написал:
Отработанность как то под вопросом.
В открытых источниках мне удалось найти упоминание о пуске ракет на скоростях 1.2М и сбросе бомбы на скорости 1.5М с высоты 15км.
А крейсерская скорость заявлена 1.8М
Выходит что “хищнику” нужно сбавлять скорость для пуска/сброса.
17 <t> // 25th March 2009, 22:37 // Читатель arcman написал:
http://paralay.com/stat.html
“Запуск ракет из отсеков на сверхзвуке (ч.1/2/3) Павел Булат”
“А к сказкам о боях с энергичным маневрированием на сверхзвуковой скорости
и пусках ракет из отсеков на скоростях до М=1.6 и перегрузках 9g мы с Вами
теперь будем относиться трезво.”
18 <t> // 25th March 2009, 22:58 // Читатель зашел в гости написал:
Мы достоверно знаем, что пуск ракет на сверхзвуке возможен, не знаем лишь на какой именно скорости, ибо РЕАЛЬНЫЕ характеристики F-22 неизвестны. Например, сами ВВС США вообще не упоминают число 1.8М, а пишут “быстрее 1.5М”
http://www.af.mil/factsheets/factsheet.asp?fsID=199
В “Википедии” написано, что 1.8 это “estimated speed” – т.е. какой-то умник подсчитал “примерно”. Т.е. 1.8 – это не есть достоверные данные.
Поэтому я и думаю, что если широкой публике сообщили, что пуск ракет производился на 1.2М, то в реальности F-22 может стрелять на значительно большей скорости. Не думаю, что инженеры “Локхида” сделали такой корявый самолет, который должен “тормозить”, чтобы вести огонь по противнику…
19 <t> // 25th March 2009, 23:39 // Читатель зашел в гости написал:
Видимо ВВС США забыли проконсультироваться с г-н. Булатом, прежде чем начать испытания сброса бомб и ракет на сверхзвуковых скоростях…
20 <t> // 26th March 2009, 12:09 // Читатель Nikopol написал:
А тем временем разбился F-22:
http://lenta.ru/news/2009/03/25/raptor/
21 <t> // 26th March 2009, 12:12 // Читатель Funky_boy написал:
Кстати говоря, упал F-22, в Мохаве где-то. И пилот погиб.
22 <t> // 26th March 2009, 13:20 // Читатель arcman написал:
Как я понял, 1.82М – это максимальная скорость достигнутая во время испытательных полетов (без форсажа).
г-н П. Булат, не первый год занимается вопросами аэродинамики и знает реальное положение дел.
Он достаточно подробно разъясняет что и почему там происходит, приводит примеры как с проблемой боролись другие разработчики.
То что создатели Ф-22 чего то там от нас скрывают, не говорит о том, что самолет способен применять оружие во всем диапазоне скоростей, а непосредственно намекает на обратное.
23 <t> // 26th March 2009, 16:51 // Читатель зашел в гости написал:
ВВС США говорят, что успешно провели сброс бомбы с F-22 на скорости 1.5 М. П. Булат говорит, что это то ли невозможно, то ли ненужно. Цитирую: “невооруженным взглядом видно, что створки отсека в боевой обстановке на скоростях больше чем M=1.1 на F-22 открывать не собираются. Во-первых опасно, во-вторых незачем”.
Когда два источника предоставляют противоречащую информацию, прав может быть кто-то один, не так ли?
Маневренный бой на такой скорости вести никто не собирается, а вот просто иметь возможность выпустить ракету по противнику не теряя драгоценное время на сброс скорости всегда неплохо. Насчет сброса бомб все еще яснее: чем меньше времени самолет проводит в зоне поражения средств ПВО противника, тем лучше. Вот тут-то и пригодится умение сбрасывать бомбы на сверхзвуковой скорости.
24 <t> // 26th March 2009, 17:38 // Читатель arcman написал:
Он там пишет, что сброс бомбы, это более простая задача, по сравнению с пуском ракеты.
Бомбу бросали с высоты 15000 м, воздух там весьма разреженный.
Я не вижу причин, для сокрытия факта успешных пусков ракет на максимальных скоростях полета со стороны наших американских “товарищей”.
Пока они как то наоборот пытаются приплести небывалые боевые возможности своему детищу.
25 <t> // 26th March 2009, 17:51 // Читатель arcman написал:
“Применение на F-22 боковых неуправляемых воздухозаборников совкового типа говорит о том, что этот самолет не рассчитан на применение ракет на скоростях больше М=1.2”
Собственно.
26 <t> // 4th February 2010, 03:26 // Читатель KLIS написал:
24. 26th March 2009, 17:38 // Читатель arcman написал:
Он там пишет, что сброс бомбы, это более простая задача, по сравнению с пуском ракеты.
Бомбу бросали с высоты 15000 м, воздух там весьма разреженный.
Я не вижу причин, для сокрытия факта успешных пусков ракет на максимальных скоростях полета со стороны наших американских ?товарищей?.
Пока они как то наоборот пытаются приплести небывалые боевые возможности своему детищу.
А на сверхзвуковой скорости запрещено летать ниже кажеться 7000м непомню точно, и даже на 7000 воздух не менее разряжен чем на 15000, ну может я неправ, а может просто этот писатель нехочет признавать своей ошибки. А то что раптор разбился и что, в кои то веки один раптор разбился и такую шумиху поднимают, у нас 5 С-47 разбилось и ничего, просто цензуру правительствинную непрошла информация эта, а “врагов” надо же пристыдить, что их супер самолеты падают.
27 <t> // 5th February 2010, 10:42 // Читатель arcman написал:
KLIS, ты о чем вообще?