F-15 почти пятого поколения: стелс-апгрейд в картинках
Продолжается выпуск записок на dxdt.ru. В этот раз “Боинг” не заставил себя долго ждать: выкатил на публику апгрейд для старого F-15. В апгрейде (называется: F-15 Silent Eagle), место традиционных конформных топливных баков под крылом занимают новые “контейнеры”, внутри которых расположены отсеки для “несения вооружения”. То есть, F-15 получается с “внутренними” точками подвески, что, понятно, крайне важно для уменьшения радиолокационной заметности.
Конечно, на борт будут ставить современный радар с АФАР (они уже давно успешно протестированы для F-15) и обновлённые средства РЭБ (просто “станции помех” и перспективные активные системы для радиоэлектронных атак). При этом обещают новые материалы и радиопоглощающие покрытия. Готовый истребитель – на экспорт.
Ну да, длительность полёта должна уменьшиться, потому как дополнительные конформные баки отняли практически полностью. Но ведь на подходе модернизированные двигатели.
Собственно, картинки (Credit: Boeing media):
Вообще, всё это не удивительно, и лишь демонстрирует верный подход боинговских разработчиков. Потому что зачем же нужно пятое поколение, если можно модернизировать четвёртое, а потом сразу перейти к революционному – шестому? Кстати, подробнее о том, что же это задумали в “Боинге” – в паре прошлых записок: одна и вторая.
Интересно: в первой из этих заметок я как раз писал, что вот, мол, “нет внутренних отсеков”. Прошло чуть более года, и теперь они, похоже, есть.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2009/03/21/2191/
Комментарии читателей блога: 27
1. 21st March 2009, 08:01 // Читатель GreenCross написал:
Такое ощущение, что дополнительные объёмы фюзеляжа “заимствованы” у конформных топливных баков F-15E.
2. 21st March 2009, 08:03 // Читатель GreenCross написал:
Чорд, надо было до конца дочитать. :)
3. 21st March 2009, 11:24 // Читатель Funky_boy написал:
Александр, а не могли бы вы выпустить пару заметок о NGLRS (который Bomber 2018). Тема крайне интересная, особенно в свете устаревания бомбардировочного флота US, но кроме аналитических заметок от компаний Northrop Grumann о них ничего не слышно.
4. 21st March 2009, 15:45 // Александр Венедюхин ответил:
Я запишу в планы, спасибо за тему.
5. 23rd March 2009, 22:22 // Читатель зашел в гости написал:
Идеи “Боинга” нужно рассматривать, учитывая позицию компании на рынке.
Во-первых, F-15 – их детище(после приобретения Боингом компании “Локхид Мартин”), и модернизация сотен машин будет компании очень выгодна.
Во-вторых, Боинговский Х-32 проиграл конкурс JSF Локхидовскому Х-35, а делать что-то надо уже сейчас.
И, наконец, до 6-го поколения еще далеко. По сути, нормально функционирующих беспилотников не так много. Из серьезных машин – Global Hawk, Predator и Reaper. Остальные – маленькие разведовательные самолетики, недалеко ушедшие от игрушек.
6. 23rd March 2009, 22:47 // Александр Венедюхин ответил:
McDonnell Douglas они приобрели, прошу прощения.
7. 23rd March 2009, 22:50 // Читатель зашел в гости написал:
Да, ошибочка вышла. Я имел ввиду “McDonnel Douglas” – разработчикa F-15.
8. 24th March 2009, 09:48 // Читатель MIl написал:
всегда интересовал вопрос: при стрельбе из контейнера скорость надо же сбрасывать?
9. 24th March 2009, 16:35 // Читатель зашел в гости написал:
Скорость сбавлять не обязательно. Ракета выталкивается из контейнера специальным механизмом. F-22, например, может выбрасывать бомбы из своих внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.
10. 24th March 2009, 17:06 // Читатель arcman написал:
Да вопрос не в механизме как я понимаю, а в изменении геометрии/аэродинамики самолета на сверхзвуке, когда дверцы открываются.
11. 24th March 2009, 17:58 // Читатель зашел в гости написал:
Выброс боеприпаса происходит менее чем за секунду, поэтому имемения в аэродинамике незначительны и очень кратковременны.
12. 24th March 2009, 19:39 // Читатель MIl написал:
если птица попадает в крыло саолету мало не покажется атут на сверх звуке выкидывается боепипас – имхо скорость всеж сбрасывается
13. 24th March 2009, 20:33 // Читатель зашел в гости написал:
То, что F-22 умеет бросать бомбы на сверхзвуке – это факт:
http://www.edwards.af.mil/news/story.asp?id=123107101
Насчет F-15 я не уверен, но “Боинг” является партнером “Локхид Мартин” в производстве F-22, и логично предположить, что продвинутый F-15 оснастят похожей системой сброса боеприпасов.
14. 25th March 2009, 09:49 // Читатель arcman написал:
Читатель зашел в гости написал:
> Выброс боеприпаса происходит менее чем за секунду, поэтому имемения в аэродинамике незначительны и очень кратковременны.
А ты подумай что будет если на сверхзвуке быстро открыть/закрыть фонарь кабины =)
Есть мнение что самолету что нибудь оторвет ;)
F-22 долго учился вооружение на сверхзвуке применять, кстати.
15. 25th March 2009, 16:28 // Читатель зашел в гости написал:
Причем тут фонарь кабины? Способ бросать бомбы на сверхзвуке есть, и он РАБОТАЕТ. Как долго F-22 “учился” бросать бомбы – это к нашей дискуссии не имеет никакого отношения, ибо на данный момент технология отработана. Вопрос лишь в том, сможет ли Боинг адаптировать ее для F-15.
16. 25th March 2009, 22:18 // Читатель arcman написал:
Отработанность как то под вопросом.
В открытых источниках мне удалось найти упоминание о пуске ракет на скоростях 1.2М и сбросе бомбы на скорости 1.5М с высоты 15км.
А крейсерская скорость заявлена 1.8М
Выходит что “хищнику” нужно сбавлять скорость для пуска/сброса.
17. 25th March 2009, 22:37 // Читатель arcman написал:
http://paralay.com/stat.html
“Запуск ракет из отсеков на сверхзвуке (ч.1/2/3) Павел Булат”
“А к сказкам о боях с энергичным маневрированием на сверхзвуковой скорости
и пусках ракет из отсеков на скоростях до М=1.6 и перегрузках 9g мы с Вами
теперь будем относиться трезво.”
18. 25th March 2009, 22:58 // Читатель зашел в гости написал:
Мы достоверно знаем, что пуск ракет на сверхзвуке возможен, не знаем лишь на какой именно скорости, ибо РЕАЛЬНЫЕ характеристики F-22 неизвестны. Например, сами ВВС США вообще не упоминают число 1.8М, а пишут “быстрее 1.5М”
http://www.af.mil/factsheets/factsheet.asp?fsID=199
В “Википедии” написано, что 1.8 это “estimated speed” – т.е. какой-то умник подсчитал “примерно”. Т.е. 1.8 – это не есть достоверные данные.
Поэтому я и думаю, что если широкой публике сообщили, что пуск ракет производился на 1.2М, то в реальности F-22 может стрелять на значительно большей скорости. Не думаю, что инженеры “Локхида” сделали такой корявый самолет, который должен “тормозить”, чтобы вести огонь по противнику…
19. 25th March 2009, 23:39 // Читатель зашел в гости написал:
Видимо ВВС США забыли проконсультироваться с г-н. Булатом, прежде чем начать испытания сброса бомб и ракет на сверхзвуковых скоростях…
20. 26th March 2009, 12:09 // Читатель Nikopol написал:
А тем временем разбился F-22:
http://lenta.ru/news/2009/03/25/raptor/
21. 26th March 2009, 12:12 // Читатель Funky_boy написал:
Кстати говоря, упал F-22, в Мохаве где-то. И пилот погиб.
22. 26th March 2009, 13:20 // Читатель arcman написал:
Как я понял, 1.82М – это максимальная скорость достигнутая во время испытательных полетов (без форсажа).
г-н П. Булат, не первый год занимается вопросами аэродинамики и знает реальное положение дел.
Он достаточно подробно разъясняет что и почему там происходит, приводит примеры как с проблемой боролись другие разработчики.
То что создатели Ф-22 чего то там от нас скрывают, не говорит о том, что самолет способен применять оружие во всем диапазоне скоростей, а непосредственно намекает на обратное.
23. 26th March 2009, 16:51 // Читатель зашел в гости написал:
ВВС США говорят, что успешно провели сброс бомбы с F-22 на скорости 1.5 М. П. Булат говорит, что это то ли невозможно, то ли ненужно. Цитирую: “невооруженным взглядом видно, что створки отсека в боевой обстановке на скоростях больше чем M=1.1 на F-22 открывать не собираются. Во-первых опасно, во-вторых незачем”.
Когда два источника предоставляют противоречащую информацию, прав может быть кто-то один, не так ли?
Маневренный бой на такой скорости вести никто не собирается, а вот просто иметь возможность выпустить ракету по противнику не теряя драгоценное время на сброс скорости всегда неплохо. Насчет сброса бомб все еще яснее: чем меньше времени самолет проводит в зоне поражения средств ПВО противника, тем лучше. Вот тут-то и пригодится умение сбрасывать бомбы на сверхзвуковой скорости.
24. 26th March 2009, 17:38 // Читатель arcman написал:
Он там пишет, что сброс бомбы, это более простая задача, по сравнению с пуском ракеты.
Бомбу бросали с высоты 15000 м, воздух там весьма разреженный.
Я не вижу причин, для сокрытия факта успешных пусков ракет на максимальных скоростях полета со стороны наших американских “товарищей”.
Пока они как то наоборот пытаются приплести небывалые боевые возможности своему детищу.
25. 26th March 2009, 17:51 // Читатель arcman написал:
“Применение на F-22 боковых неуправляемых воздухозаборников совкового типа говорит о том, что этот самолет не рассчитан на применение ракет на скоростях больше М=1.2”
Собственно.
26. 4th February 2010, 03:26 // Читатель KLIS написал:
24. 26th March 2009, 17:38 // Читатель arcman написал:
Он там пишет, что сброс бомбы, это более простая задача, по сравнению с пуском ракеты.
Бомбу бросали с высоты 15000 м, воздух там весьма разреженный.
Я не вижу причин, для сокрытия факта успешных пусков ракет на максимальных скоростях полета со стороны наших американских ?товарищей?.
Пока они как то наоборот пытаются приплести небывалые боевые возможности своему детищу.
А на сверхзвуковой скорости запрещено летать ниже кажеться 7000м непомню точно, и даже на 7000 воздух не менее разряжен чем на 15000, ну может я неправ, а может просто этот писатель нехочет признавать своей ошибки. А то что раптор разбился и что, в кои то веки один раптор разбился и такую шумиху поднимают, у нас 5 С-47 разбилось и ничего, просто цензуру правительствинную непрошла информация эта, а “врагов” надо же пристыдить, что их супер самолеты падают.
27. 5th February 2010, 10:42 // Читатель arcman написал:
KLIS, ты о чем вообще?