Гиперзвуковые тесты в Штатах: X-51A WaveRider
В Штатах продолжают двигать программы по конструированию перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями. На днях, X-51A (а это как раз один из публичных проектов в области гиперзвуковых полётов) совершил, как пишут, первый полёт под крылом самолёта-носителя B-52. Далее – несколько фото с деталями и сопроводительный текст.
Вообще, испытательные шаги X-51A – они стандартные: после наземных тестов прототип готовят к воздушному старту с пилона самолёта. Понятно, что с борта носителя подобному аппарату стартовать много легче: он уже выведен на высоту и даже разогнан до некоторой стартовой скорости (правда, очень малой, в гиперзвуковых масштабах).
Прямоточные гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели не работают при “малых” скоростях потока. Думаю, причины этого понятны. Поэтому, в первом тестовом полёте, X-51A до высокой сверхзвуковой скорости разгонит твердотопливный ускоритель, и только потом в работу должен включиться гиперзвуковой двигатель. Обещают всё проделать в начале следующего года.
Собственно, на увеличенных фрагментах видны всякие интересные детали.
Например, носовая часть гиперзвукового аппарата (один из самых важных элементов).
Или внешняя часть воздухозаборника.
Или, например, ступень укорителя. В двух частях:
Понятно, конечно, что весь этот опытный образец, вывешенный на фото, вполне может оказаться неким “ложным макетом”, а вовсе не реальным прототипом. Тем не менее, работы по гиперзвуковым аппаратам ведутся активно, и испытания состоятся. Можно ещё напомнить, что именно гиперзвуковые аппараты, “дышащие воздухом” – это одно из революционных направлений в технике. Причина в том, что возможность заиметь воздушную армию из множества ударных беспилотников с подлётным временем до стратегических целей в 7-10 минут – это очень заманчивая перспектива:
(Фото: U.S. Air Force)
Адрес записки: https://dxdt.ru/2009/12/13/2831/
Комментарии читателей блога: 12
1 <t> // 15th December 2009, 01:11 // Читатель sashket написал:
На четвёртой фотке виден логотип DARPA. А остальные два логотипа чьи?
2 <t> // 15th December 2009, 01:18 // Читатель sashket написал:
Под ударным беспилотником подразумевается некий вариант штурмовика?
3 <t> // 15th December 2009, 10:38 // Читатель sarin написал:
Александр, а что Вы знаете или можете сказать о проекте “Коала” и мифических маневрирующих боеголовках?
4 <t> // 15th December 2009, 11:53 // Александр Венедюхин:
Это логотипы Air Force Research Laboratory и Pratt&Whitney:
5 <t> // 15th December 2009, 11:57 // Александр Венедюхин:
Я бы сказал, что некий синтез штурмовика и крылатой ракеты.
6 <t> // 15th December 2009, 12:01 // Александр Венедюхин:
Определённого ничего сказать не могу. Общими словами: подобные отечественные проекты – это довольно старая тема, активно двигавшаяся в советское время, чему доказательством служат многочисленные исследовательские работы и “следы” в виде опытных образцов. А вот сейчас движение как-то замерло, к большому сожалению.
Они не мифические, на мой взгляд.
7 <t> // 15th December 2009, 15:27 // Читатель sashket написал:
> Я бы сказал, что некий синтез штурмовика и крылатой ракеты.
Занятно. А прототипы есть?
8 <t> // 16th December 2009, 03:41 // Читатель зашел в гости написал:
А мне интересно, как эти ракеты на цель наводиться будут? 5М – это почти 2км/с. Сотая доля секунды – 20 метров… У GPS будут какие-либо проблемы на таких скоростях?
9 <t> // 16th December 2009, 10:32 // Читатель sarin написал:
я слышал Х-90 в 2010 на дежурство хотели поставить. но понятно что никакой информации об этом сейчас нет. то ли секретность, толи не осилили.
мне кажется проблем с GPS могут возникнуть не только из-за скорости самой по себе, но и из-за плазменого облака которое образуется на такой скорости вокруг ракеты.
10 <t> // 17th December 2009, 03:52 // Читатель avial написал:
Идеи “Альбатроса” на новом техническом уровне – головы для Булавы, Ярса и Х-90. Так что ничто не забыто.
А что революционного в ПВРД, которому скоро 100 лет стукнет? В беспилотниках? А чем Граниты не беспилотники в “волчьей стае”? Ведь у этой ракеты был вариант и с прямоточником?
11 <t> // 24th December 2009, 12:30 // Читатель sarin написал:
так у нас вроде многие крылатые ракеты с прямоточным двигателем. или я опять что-то путаю?
12 <t> // 25th December 2009, 03:15 // Читатель зашел в гости написал:
“так у нас вроде многие крылатые ракеты с прямоточным двигателем”
Верно, но ракеты не гиперзвуковые. Самая последняя разработка: “Брамос” < Mach 3.
ГПВРД должен работать на скоростях М5 и выше. Нескмотря на то, что разница в скорости между ПВРД и ГПВРД "всего" двухкратная, ГПВРД создать намного сложнее. Практика показывает, что никто пока еще ничего толкового не предложил.