Гиперзвуковые тесты в Штатах: X-51A WaveRider

wr009 В Штатах продолжают двигать программы по конструированию перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов с воздушно-реактивными двигателями. На днях, X-51A (а это как раз один из публичных проектов в области гиперзвуковых полётов) совершил, как пишут, первый полёт под крылом самолёта-носителя B-52. Далее – несколько фото с деталями и сопроводительный текст.

Вообще, испытательные шаги X-51A – они стандартные: после наземных тестов прототип готовят к воздушному старту с пилона самолёта. Понятно, что с борта носителя подобному аппарату стартовать много легче: он уже выведен на высоту и даже разогнан до некоторой стартовой скорости (правда, очень малой, в гиперзвуковых масштабах).

wr007

Прямоточные гиперзвуковые воздушно-реактивные двигатели не работают при “малых” скоростях потока. Думаю, причины этого понятны. Поэтому, в первом тестовом полёте, X-51A до высокой сверхзвуковой скорости разгонит твердотопливный ускоритель, и только потом в работу должен включиться гиперзвуковой двигатель. Обещают всё проделать в начале следующего года.

Собственно, на увеличенных фрагментах видны всякие интересные детали.

wr004

Например, носовая часть гиперзвукового аппарата (один из самых важных элементов).

wr003

Или внешняя часть воздухозаборника.

wr002

Или, например, ступень укорителя. В двух частях:

wr001

Понятно, конечно, что весь этот опытный образец, вывешенный на фото, вполне может оказаться неким “ложным макетом”, а вовсе не реальным прототипом. Тем не менее, работы по гиперзвуковым аппаратам ведутся активно, и испытания состоятся. Можно ещё напомнить, что именно гиперзвуковые аппараты, “дышащие воздухом” – это одно из революционных направлений в технике. Причина в том, что возможность заиметь воздушную армию из множества ударных беспилотников с подлётным временем до стратегических целей в 7-10 минут – это очень заманчивая перспектива:

Гиперзвуковая крылатая ракета могла бы преодолеть 2000 километров за 16 минут – невероятно малое подлётное время, особенно для устаревших систем ПВО.

(Фото: U.S. Air Force)

()

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 12

  • 1. 15th December 2009, 01:11 // Читатель sashket написал:

    На четвёртой фотке виден логотип DARPA. А остальные два логотипа чьи?

  • 2. 15th December 2009, 01:18 // Читатель sashket написал:

    Под ударным беспилотником подразумевается некий вариант штурмовика?

  • 3. 15th December 2009, 10:38 // Читатель sarin написал:

    Александр, а что Вы знаете или можете сказать о проекте “Коала” и мифических маневрирующих боеголовках?

  • 4. 15th December 2009, 11:53 // Александр Венедюхин ответил:

    На четвёртой фотке виден логотип DARPA. А остальные два логотипа чьи?

    Это логотипы Air Force Research Laboratory и Pratt&Whitney:

  • 5. 15th December 2009, 11:57 // Александр Венедюхин ответил:

    Под ударным беспилотником подразумевается некий вариант штурмовика?

    Я бы сказал, что некий синтез штурмовика и крылатой ракеты.

  • 6. 15th December 2009, 12:01 // Александр Венедюхин ответил:

    Александр, а что Вы знаете или можете сказать о проекте ?Коала?

    Определённого ничего сказать не могу. Общими словами: подобные отечественные проекты – это довольно старая тема, активно двигавшаяся в советское время, чему доказательством служат многочисленные исследовательские работы и “следы” в виде опытных образцов. А вот сейчас движение как-то замерло, к большому сожалению.

    и мифических маневрирующих боеголовках?

    Они не мифические, на мой взгляд.

  • 7. 15th December 2009, 15:27 // Читатель sashket написал:

    > Я бы сказал, что некий синтез штурмовика и крылатой ракеты.

    Занятно. А прототипы есть?

  • 8. 16th December 2009, 03:41 // Читатель зашел в гости написал:

    А мне интересно, как эти ракеты на цель наводиться будут? 5М – это почти 2км/с. Сотая доля секунды – 20 метров… У GPS будут какие-либо проблемы на таких скоростях?

  • 9. 16th December 2009, 10:32 // Читатель sarin написал:

    я слышал Х-90 в 2010 на дежурство хотели поставить. но понятно что никакой информации об этом сейчас нет. то ли секретность, толи не осилили.

    мне кажется проблем с GPS могут возникнуть не только из-за скорости самой по себе, но и из-за плазменого облака которое образуется на такой скорости вокруг ракеты.

  • 10. 17th December 2009, 03:52 // Читатель avial написал:

    Идеи “Альбатроса” на новом техническом уровне – головы для Булавы, Ярса и Х-90. Так что ничто не забыто.

    А что революционного в ПВРД, которому скоро 100 лет стукнет? В беспилотниках? А чем Граниты не беспилотники в “волчьей стае”? Ведь у этой ракеты был вариант и с прямоточником?

  • 11. 24th December 2009, 12:30 // Читатель sarin написал:

    так у нас вроде многие крылатые ракеты с прямоточным двигателем. или я опять что-то путаю?

  • 12. 25th December 2009, 03:15 // Читатель зашел в гости написал:

    “так у нас вроде многие крылатые ракеты с прямоточным двигателем”

    Верно, но ракеты не гиперзвуковые. Самая последняя разработка: “Брамос” < Mach 3.

    ГПВРД должен работать на скоростях М5 и выше. Нескмотря на то, что разница в скорости между ПВРД и ГПВРД "всего" двухкратная, ГПВРД создать намного сложнее. Практика показывает, что никто пока еще ничего толкового не предложил.