Точки подвески и пятое поколение истребителей
Согласно ссылке в комментарии к недавней записке, некоторые СМИ пишут про число “точек подвески” у ПАК ФА – пишут, что аж 16 точек. ПАК ФА, при этом, так и не полетел, как известно, и никаких реальных данных у СМИ нет, но сейчас речь о другом – к ПАК ФА эта записка прямого отношения не имеет.
Много “подвесок” – насколько это вообще важно, особенно для истребителя пятого поколения? С одной стороны, конечно, много – не мало. Довольно легко сообразить, что с ростом числа точек увеличивается гибкость применения самолёта: вроде бы, можно перед вылетом подвесить ракеты разных типов (ну там, для ближнего боя, для дальнего, “воздух-земля” и т.п.), взять ракет побольше, а потом по ситуации применять.
Но на практике сразу возникают дополнительные проблемы. Например, из-за отсутствия на борту необходимых радиоэлектронных устройств, приходится подвешивать на пилоны станции РЭБ, или, скажем, специальные средства прицеливания (оптику разную и т.п.). Без подобных новинок – истребитель вообще не современный. Но “новинки” на пилонах – дополнительный вес, и, кроме того, количество доступных именно для подвески вооружения точек – уменьшается.
Внешняя подвеска – увеличивает заметность самолёта. В любом случае, за исключением разной фантастики. Тут не столько пилоны важны, как само подвешенное вооружение – оно ведь тоже вносит вклад в создание “заметности”. Кроме того, при наличии множества всяких штук на внешней подвеске, у самолёта заметно изменяются “динамические характеристики”: максимальная скорость, возможности по маневрированию (наверное, всем понятно, почему так происходит).
И, конечно, нельзя навешивать “под завязку” произвольную комбинацию ракет (или бомб, подвесных баков и т.п.) и позже одинаково успешно применять их “как придётся”: конструкция пилонов, интерфейсов и самолёта – ограничивает допустимые сочетания.
А самое главное, что нужно ещё иметь подходящий спектр вооружений. Ведь вовсе не факт, что самолёт, несущий огромное количество однотипных ракет “воздух-воздух” малой дальности, но не имеющий развитых средств РЭБ и, хотя бы, современного радара, окажется лучшим вариантом в противостоянии, чем выступающий с другой стороны истребитель, вооружённый двумя сверхдальними ракетами, мощной станцией РЭБ и “дальновидящим” радаром. Хотя, конечно, всё зависит от решаемой задачи и тактики применения.
Да.
А на бонусном фото ниже – пушка GAU-8/A штатовского самолёта A-10. Пушка показана рядом с автомобилем Volkswagen.
(Фото: U. S. Air Force)
Адрес записки: https://dxdt.ru/2009/12/25/2859/
Комментарии читателей блога: 8
1 <t> // 25th December 2009, 18:05 // Читатель sarin написал:
ещё я слышал что на ПАК ФА будет две авиапушки. много ведь не мало ;)
2 <t> // 25th December 2009, 22:07 // Читатель зашел в гости написал:
Sarin,
вы, наверно, имеете ввиду двухствольную пушку схемы Гаста вроде ГШ-30-2?
3 <t> // 25th December 2009, 23:26 // Читатель jno написал:
Ну и про то, что не каждая нагрузка на любой пилон вешается можно упомянуть – обычно на крайние точки вешаются только сравнительно лёгкие ракеты, тогда как тяжёлые изделия и ПТБ – на внутренние и подфюзеляжные узлы.
Когда ж он взлетит-то уже?…
4 <t> // 26th December 2009, 00:01 // Читатель зашел в гости написал:
к комментарию jno хотел бы добавить, что не все пилоны принимают ПТБ, даже если они и выдержат их вес. Например, на F-16 11 точек подвески, но всего 3 из них имеют топливопроводы для ПТБ.
5 <t> // 26th December 2009, 03:10 // Читатель sashket написал:
Кстати, о птичках. В смысле, о пушках. На штурмовиках оно, понятно, дело нужное. Высокая плотность огня там, дешёвые боеприпасы в больших количествах. Для поддержки войск – самое то. А вот для сверхзвуковых истребителей как? Сильно они нужны на современном этапе?
6 <t> // 26th December 2009, 21:04 // Читатель зашел в гости написал:
“Сильно они нужны на современном этапе?”
Пушка “Вулкан” весит что-то около сотни кг (без снарядов, правда), ГШ-30-1 (Су-27) – вообще 46 кг. Т.е., отказ от нее не дает практически никакого выигрыша в весе, зато значительно увеличивает риск оставить самолет безоружным.
Если мне не изменяет память, то первая попытка полностью отказаться от пушек была предпринята американцами при постройке ракетного крейсера “Лонг Бич” в 50-каком-то году. Во время показательных стрельб в присутствие президента Кеннеди крейсер не смог сбить ракетами воздушную мишень, и пушки были возвращены в состав вооружения корабля личным приказом президента. Вторая известная попытка отказа от пушек – истребитель Фантом-2. Чем это кончилось – всем, думаю, известно.
Что ни говори, но пушка хоть и “примитивное” но все же надежное оружие. Опыт войн за последние 100 лет показывает, что даже самые продуманные стратегия и тактика в хаосе реальных полевых условиях быстро забываются, и каждый воюет не по уставу, а как получится, а в таких условиях пушка может пригодиться.
7 <t> // 27th December 2009, 13:29 // Александр Венедюхин:
Ага, одна из основных ролей пушки на борту современного истребителя – лётчик чувствует себя более уверенно и спокойно (потому что есть простое средство на крайний случай).
8 <t> // 28th December 2009, 13:05 // Читатель sarin написал:
ну пушку наверное ещё удобно применять для перехвата всяких больших самолётов. пассажирских, или прикинувшихся таковыми. ракетой весь самолёт разнести можно, а пушкой поломать один двигатель, пусть совершает экстренную посадку.