Будущее за подземельями

Люди давным давно умеют строить подземелья. Современные технологии позволяют возводить огромные “пещеры” за разумное время. Главное, что “пещеры” научились делать очень прочными, используя в том числе и особенности рельефа, под которым подземелья устраивают. Все знают, что особо защищённые бункеры строят внутри гор и “складок местности”.

Большие подземные укрепления могут скрывать и завод, и базу подводных лодок. И, кстати, авиационные соединения. Впрочем, подземные аэродромы – не самое главное. Главное, что подземные сооружения научились хорошо строить, а вот наблюдать за тем, что происходит под землёй, обнаруживать ходы, норы, пещеры, бункеры – пока получается очень плохо. В случае, например, с наземным строительством такого принципиального дисбаланса нет. Да, самолёты-разведчики и спутники-шпионы могут увидеть, что в том или ином месте планеты, вероятно, начато подземное строительство. Но не более того: что именно строят, каковы объёмы и назначение сооружений – тут выводы делать очень сложно. Судите сами: при использовании современных технологий и намеренном сокрытии работ, даже отвалы грунта вовсе не обязательно полностью делать снаружи.

Информированность всегда была важнейшим фактором при принятии тех или иных важных решений, особенно стратегических. Но если неизвестно, какие вражеские заводы где зарыты – то принимать стратегические решения сложно. С тактической частью тоже проблема. Например, для планирования операций нужны хорошие карты. Карту вражеского города можно построить, используя спутниковые снимки. Как построить карту подземелий, в которые нет доступа?

Приплюсуйте к сказанному тот факт, что уничтожение подземных сооружений с воздуха – также задача весьма сложная. В итоге оказывается, что разрушение хорошо подготовленной подземной инфраструктуры некоторого государства с помощью дистанционных атак с воздуха большая проблема, даже для высокотехнологичных Штатов. Поэтому технологии подземного строительства (отрасль вполне гражданская) – на подъёме. Подземные заводы были и раньше, например, во времена Второй мировой. С тех пор строительные технологии ушли далеко вперёд – представьте, что можно построить теперь.

Довольно давно я упоминал подземных автономных роботов, которые могут действовать в военных целях. Это как раз второй аспект освоения подземелий. Вспомним, что хороших “подземных радаров”, с достаточным разрешением, в наличии нет. Следующим шагом нужно вспомнить уже неоднократно возникавшую в научной фантастике идею о том, что самоходные подземные механизмы уже несколько лет назад приползли в ключевые точки и теперь только ждут сигнала, чтобы, например, взорваться. Неприятная ситуация, да. Тем более, что, например, во многие крупные города, являющиеся портовыми, для подземного аппарата открыт вход “с моря” – начать бурить можно ещё под водой и пройти-то каких-то один-два километра. Впрочем, это фантастика.

Но в реальности следующая, если так можно выразиться, среда, которую будут осваивать сперва мобильные системы, а потом и средства наблюдения – это подземный мир. DARPA, например, уже вовсю заказывает “подземные радары” и тому подобные штуки. Автономные подземные роботы – уже, видимо, есть.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2010/03/11/3012/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 16

  • 1. 12th March 2010, 11:44 // Читатель alex написал:

    извините, а как скрыть отвалы, если только на месте строительства нет естественных пещер?
    любая транспортная активность – а тут нужна железная дорога – будет замечена и интерпретирована. натяжка.

  • 2. 12th March 2010, 18:03 // Читатель sarin написал:

    Как осуществлять навигацию под землёй?

  • 3. 12th March 2010, 22:01 // Читатель RE написал:

    >Как осуществлять навигацию под землёй?

    Например, при помощи подземного GPS:
    http://www.dailytechinfo.org/military/1112-amerikanskie-voennye-razrabatyvayut-podzemnuyu.html

  • 4. 13th March 2010, 19:55 // Александр Венедюхин:

    Отвалы можно в озеро. Можно ещё по всякому – перемещать, например, объём под землёй.

  • 5. 14th March 2010, 12:42 // Читатель kaschey написал:

    Мнение геолога (пусть и нефтяника):

    Куда деть отвалы?
    Всегда и везде выбуренная порода вывозится обычным автотранспортом. А не накапливать холм с египетскую пирамиду не проблема.

    По поводу роботов:
    Они есть в промышленности и давно, но они не всемогущие. Полностью автономным подземный робот быть не может, батарейки быстро кончатся. А в случае с ядерным реактором некуда отводить тепло. Выбуренную породу также надо кому-то вывозить (утрамбовать ее позади себя с той же плотностью невозможно). Таким образом не робот получается, а целое производство. С глубиной ещё хуже. Чем глубже – тем сложнее бурить. Возрастают температура и давление. При бурении скважин для охлаждения используют непрерывную (!) промывку зоны бурения водой. Сталь сильно теряет твердость при нагреве. На глубине сотен метров, например, глина на глину уже не похожа – она такая же твердая как кирпич! А песок превращается в песчаник (ещё тверже кирпича).

    Попробуйте посверлить обычную плитку, чтобы оценить тяжесть задачи!

  • 6. 14th March 2010, 13:10 // Читатель kaschey написал:

    Прокомментирую подземый GPS.

    По ссылке:
    Псевдонаучная хрень :)

    В действительности:
    Прочитайте что такое “сейсморазведка”. Используя сейсмоприемник и проводя взрывы в известных точках на поверхности можно относительно легко и точно определить свое положение (до метров). Точнее звуковых волн современая наука пока ничего не придумала.
    Если же вы находитесь под землей и имеете сообщение с поверхностью, то можно использовать свременный скважинный измеритель инклинометрии (на основе гироскопа), который даст вам точность в сантиметры. Или какой-то более удобный, но похожий прибор.

  • 7. 14th March 2010, 13:13 // Александр Венедюхин:

    Да, подойдёт полная инерциальная навигационная система. Точность подходящая, если учитывать, что можно делать коррекцию другими методами.

  • 8. 15th March 2010, 01:54 // Читатель Шлёма написал:

    Наковырянный грунт можно прессовать
    в очень плотные кирпичи
    и складывать вдоль стеночки.
    А вывозить его наружу –
    это совсем не нужная морока.

    А на местности ориентироваться еще проще.
    Идёшь сверху и постукиваешь.
    Как услышишь “Кто там?”-
    так ставишь крестик на карте.

  • 9. 17th March 2010, 11:55 // Читатель Bogdan написал:

    “Автономные подземные роботы ? уже, видимо, есть.”
    Вы правы, действительно есть.
    http://lenta.ru/news/2010/03/17/robobomb/
    Реальная жизнь затмевает любую фантастику.

  • 10. 17th March 2010, 12:57 // Читатель sashket написал:

    > Вы правы, действительно есть.

    Что есть? Читаем: “На первом этапе предполагается разработка…”, “На втором этапе будут разрабатываться…” и аж “Третий этап предполагает создание опытного образца RUM.”

  • 11. 17th March 2010, 13:04 // Александр Венедюхин:

    Ну тут нужно иметь в виду, что DARPA, возможно, размещает подобные публичные тендеры уже после того, как некие работы были проведены в рамках секретных программ. Ну это как вариант.

  • 12. 18th March 2010, 13:47 // Читатель kaschey написал:

    Они даже на двигатель на антиматерии разрабатывают (там же на lenta.ru поискать можно). И что?

  • 13. 18th March 2010, 23:57 // Александр Венедюхин:

    И ничего, да.

  • 14. 19th March 2010, 17:23 // Читатель Bogdan написал:

    “Ну тут нужно иметь в виду, что DARPA, возможно, размещает подобные публичные тендеры уже после того, как некие работы были проведены в рамках секретных программ.”
    Да, именно в этом ключе.

  • 15. 19th March 2010, 17:25 // Читатель Bogdan написал:

    “DARPA, возможно, размещает подобные публичные тендеры уже после того, как некие работы были проведены в рамках секретных программ.”
    Да, именно в этом ключе.

  • 16. 20th July 2010, 18:34 // Читатель otto4444 написал:

    То, что нефтяники с геологами чего-то там еще не освоили и не используют, военных и ученых, например в пентагоне походу, не волнует. Об этом говорит история, которую вообще полезно почитать. Сюрпризы случаются, бывают неслабые. Я бы предложил вообще “бурение” чем-то вроде лазера. Ничего вывозить не придется, направление задаст хорошо, энергию не обязательно вырабатывать на месте, заряд можно подавать по проводам например, и накапливать до нужного количества. С АПЛ в порту сценарий тоже наверняка возможен. Американцы вроде на эсминцы пушку Гаусса собираются ставить. А она тоже хорошего импульса требует. И все это как бы не дешевле вышло, чем бурить-копать. Тоннель то небольшой нужен для маленького ядерного заряда, который, взорвавшись в нужном месте, вызовет землетрясение на большой территории. Или выведет из строя объект инфраструктуры. Это и агрессией то не назовешь. Ну землятресение и все тут. И не важно, что сейсмологи скажут, про 21 сентября теперь тоже много чего открылось, ну и что с того? Поговорят, поговорят, и забудут. А цели – достигнуты. Мир, в котором мы живем…