Пятничная эсхатология: крупицы знаний

Кстати, в комментариях к позапрошлой записке эсхатологической серии Sarin высказывает важную мысль:

Знание того, что если рамку из проволоки засунуть между двумя магнитами и покрутить, получится ток – дороже самого крутого электрогенератора.

Действительно, практически все (или вообще – все) крупные технологические достижения Цивилизации базируются на обнаружении совершенно не очевидных взаимосвязей, которые потом сразу же становятся очевидными. Такой вот NP-полный путь познания: найти фундаментальный факт очень сложно, требуется одарённый исследователь, зато потом – каждый успевающий студент третьего курса профильного вуза может расписать всю эту “теорию относительности” и посчитать, откуда что берётся.

(Есть, между прочим, известная историческая байка о том, что электромагнетизм был открыт безвестным студентом: именно он заметил, как дёргается стрелка компаса, случайно оказавшегося рядом с проводами, в тот момент, когда профессор замыкает экспериментальную электрическую цепь.)

Так вот, для эсхатологов важны сохранённые знания. При этом, оказывается, важна ещё и форма сохранения. Массив знаний огромен. Столетиями знания наращивались и систематизировались, а научные дисциплины – разбегались одна от другой. Так что сейчас выудить из неких учебников и словарей набор важнейших фундаментальных фактов, давших в своё время повод для развития технологий, – очень и очень непросто.

Поэтому эсхатологам нужно прежде всего думать о том, как приделать к сохранённым знаниям удобный интерфейс. Такой интерфейс должен позволять быстро выяснить, что, например, используя металлы и кислоты можно получать электричество. Или, например, металлы можно выплавлять из руды. И так далее. Конкретные алгоритмы использования фактов – не имеют первоочередного значения.

Вопрос в том, где взять хороший путеводитель по знаниям. И понятно, что для использования такого хорошего путеводителя как раз необходим эсхатологический компьютер, так как иначе не получится реализовать интерактивность и поиск.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2010/03/19/3018/

Похожие записки:

  • No related posts found.


Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 16

  • 1. 20th March 2010, 00:20 // Читатель sarin написал:

    возможно я ошибаюсь, но на мой взгляд научное знание представляет собой не набор известных фактов, а [достаточно] адекватную модель окружающего мира. факты нужны тогда, когда некая практическая польза требуется незамедлительно (например рецепт получения пенициллина, или создание гальванического элемента), но для устойчивого развития во сто крат важнее понимание того, почему в пресловутой рамке возникает электричество, чем сам факт того, что оно там возникает.

    основные фундаментальные научные теории выстраиваются в стройную и ясную картину. для их хранения нужно совсем немного места. разумеется сохранение практических знаний будет крайне полезно и желательно, но если мне на выбор предложат вечный ноутбук или фейнмановские лекции по физике я выберу второе.

  • 2. 20th March 2010, 00:24 // Александр Венедюхин:

    но на мой взгляд научное знание представляет собой не набор известных фактов, а [достаточно] адекватную модель окружающего мира.

    Именно так. Но это академическое образование – а эсхатологам нужны быстрые факты.

  • 3. 20th March 2010, 13:35 // Читатель sarin написал:

    нужны, конечно! но вот почему Вы считаете что для создания путеводителя по фактам необходим компьютер? ведь библиотеки появились задолго до компьютеров и любая библиотека всегда обеспечивала структурированность хранящейся информации. разумеется пользоваться УДК не так удобно, как компьютером, но полагаю преимущество надёжности перевесит этот недостаток.

    ещё одним достоинством УДК может стать то, что вся (ну или почти вся) ценная для эсхатологов информацию по нему уже классифицирована. не нужно ничего изобретать – бери да пользуйся.

  • 4. 20th March 2010, 18:01 // Читатель RedElf написал:

    Не проблема!
    [b]Александр[/b], предлагаю сделать ССШК – вики по знаниям.
    Есть некие начальные компоненты (полезные ископаемые, ресурсы) из них можно получить ресурсы более высокого уровня, из них – детали, из деталей вещи. Вещи можно переработать опять в детали или ресурсы.

    Скажем в статье “Электродвигатель” будут ссылки на железную руду (ее получение), электричество, электромагнетизм.
    Знания будут расходится древом от простого к сложному.
    Потом такую “библию Робинзона” можно будет даже продавать)

  • 5. 20th March 2010, 18:13 // Александр Венедюхин:

    Да, такое технократическое-технопанковское древо знаний. А может, что-то такое уже есть? В принципе, несколько похожая штука прилагается к интерактивной “Британике”, если я не путаю.

  • 6. 20th March 2010, 18:17 // Александр Венедюхин:

    Кстати, компьютер позволяет эффективно искать по любым выборкам, а УДК – нет. Так что нужен компьютер.

  • 7. 20th March 2010, 21:49 // Читатель Сергей написал:

    кстати насчет надежности копьютеров. в сжатом виде знания нужные эсхатологам занимают очень мало места. причем эти знания разные для разных регионов – например жителю средиземноморья совсем необязательно знать основы оленеводства. т.е. хранить нужно совсем немного информации. современные технологии позволяют создавать компактные, очень дешевые компьютеры с крайне низким потреблением энегрии – небольшая плата с процессором, памятью, ethernet адаптером и линуксом на борту – больше по сути и не нужно. такие компьютеры стоят менее $100, не содержат проводов и механики, поэтому весьма надежны и просты в эксплуатации. при необходимости их можно объединить в кластер и проводить распределенные вычисления. для хранения необходимых для выживания и дальнейшего развития знаний этого более чем достаточно. причем сеть из таких компьютеров куда надежнее библиотеки, их можно легко транспортировать, заменять вышедшие из строя элементы и т.д.

  • 8. 20th March 2010, 23:02 // Читатель sashket написал:

    > например жителю средиземноморья совсем необязательно знать основы оленеводства.

    Не факт. А если новый ледниковый период наступит?

  • 9. 21st March 2010, 00:13 // Читатель sarin написал:

    нужно сохранение знаний. компьютер желатенен.

    у меня подруга тут недавно уранила внешний винт (Western digital my pasport на 400 гигабайт). винт упал всего с двадцати сантиметров, но он в это время производил чтение/запись. результат – весь бэдами пошёл. куча фильмов погибла. он мог бы служить верой и правдой десяток-другой лет, но слабый удар в неподходящий момент уничтожил массу информации.
    а на работе коллеги попробовали использовать воткнутую флешку под базу данных. двое суток INSERT/UPDATE и флешка сдохла.

    бумага может сгореть с другой стороны, или быть съеденой всякими гадами.

    если бы мне поручили организовать проект по подготовке к концу цивилизации то я бы расставил приоритеты примерно следующим образом:
    1. сохранение фундаментальных научных знаний на бумажных носителях (благо это крайне просто – пойти в магазин и купить книг)
    2. сохранение прикладных знаний на бумажных носителях.
    3. сохранение значимых произведений искусства (репродукций, записей, текстов, нот)
    4. сохранение высоконадёжных компьютеров и информации из предыдущих пунктов на них
    5. сохранение основных производственных инструментов (пилы, топоры, простейшие станки)
    6. подготовка запасов пищи, медикаментов, аммуниции.

    почему я так к бумаге привязался? да потому, что опыт сохранения знаний на бумаге на протяжении сотен лет у человечества уже есть.

  • 10. 21st March 2010, 10:50 // Читатель VovaZ написал:

    Если Вы реальный эсхатолог, то должны понимать, что в “следующем мире” всё это уже не понадобится :)

  • 11. 22nd March 2010, 14:33 // Читатель RedElf написал:

    sarin
    тогда уж что-нибудь, что надежнее бумаги, которая исчезнет через 10 лет максимум.
    Глиняные, золотые таблички. Хотя.. какая глина/золото! У нас же пластик есть!
    Если вы так не доверяете цифровым носителям – плоттер вам в руки – выжигайте, складируйте. Таблички могут быть очень тонкими, с очень маленькими буквами. Они будут лежать 1к лет, будут прочными.

    А так, SSD диски для хранения и HDD для записи.

  • 12. 22nd March 2010, 21:40 // Читатель sashket написал:

    Даёшь лазерную гравировку на гранитных плитках!

  • 13. 22nd March 2010, 22:36 // Читатель sarin написал:

    вообще да, лучше конечно на пластике печатать. но бумага не 10 лет прослужить может. сотню-другую запросто.

  • 14. 23rd March 2010, 08:27 // Читатель alex написал:

    Да, я с ВовойЗ абсолютно согласен. Настоящему эсхатологу понадобится всего одна толковая книга по выживанию. Как что найти, приготовить, дезактивировать. И т.п. Эсхатология – это такой не шибко затяжной банкет на похоронах…

  • 15. 23rd March 2010, 21:48 // Читатель arcman написал:

    > А так, SSD диски для хранения и HDD для записи.

    и протянет это лет 5 от силы.

  • 16. 31st March 2010, 09:47 // Читатель arcman написал:

    Интересная тема – биотехнологии.
    Имея нужные штаммы геномодифицированных микроорганизмов, можно в низкотехнологичных условиях практически бесконечно их использовать, вырабатывая нужные вещества.
    Например синтезировать топливо, питательные вещества, медикаменты.
    При этом никаких сложных химических установок не нужно – залил в ёмкость и выставил на свет.

    http://www.membrana.ru/lenta/?10264

    PS:
    Есть мнение что замена нефти уже стоит на пороге.