Boeing X-51A: летает со сверхзвуковой скоростью

На прошлой неделе полетел тестовый образец X-51A, это боинговский перспективный гиперзвуковой летательный аппарат с воздушно-реактивным двигателем. В пресс-релизе пишут, что полёт длился около трёх минут и X-51A достиг скорости M=5. Понятно, что это такие очень приблизительные числа, так как нет информации по ускорению. Но, предположим, что аппарат все три минуты летел “на 5 махах”, тогда получается расстояние около 450 километров (высота полёта – ~15000 метров, так сообщает “Боинг”). Вроде бы, не далеко улетел. Тем более, что это оценка сверху. Но это ведь первый успешный полёт, и раньше подобные аппараты на такие расстояния не летали. Да и гиперзвуковая скорость, это более “пяти махов”.

С другой стороны, обнаружить небольшой летательный аппарат с расстояния 450-500 километров – это тоже себе задача. Да, пока такие аппараты летают на высотах более 10 км всё ещё не так сложно: штатно работают наземные РЛС. Когда высоту снизят до минимальных значений, массовые наземные РЛС сантиметрового диапазона окажутся за горизонтом и вообще ничего не увидят, в принципе. При этом, понятно, что если даже обнаружили аппарат, то времени на перехват традиционными средствами нет. Во-первых, три минуты это вообще очень мало. Во-вторых, даже если в воздухе уже находятся одиночные перехватчики, то не факт, что они успеют встретить скоростной аппарат. В-третьих, поднять в воздух что-то, кроме хорошо подготовленной ракеты – времени опять же нет. Остаются только сверхсовременные комплексы ПВО/ПРО, которых должно быть много, действовать они должны автоматически, и, в случае с маловысотными целями, потребуется ещё и наведение с воздуха (плюс поддержка загоризонтными наземными РЛС). Проблем много, да. (Кстати, истребитель пятого поколения, очевидно, тут не поможет, потому что нужно длительное патрулирование.)

Фото модели аппарата (U.S. Air Force):

Адрес записки: https://dxdt.ru/2010/05/29/3136/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 7

  • 1. 30th May 2010, 10:29 // Читатель kaschey написал:

    Особенно малых высот достич трудно, резко возрастает сопротивление воздуха. А все остальные рассуждения очень логичные, поддерживаю.

  • 2. 30th May 2010, 17:40 // Читатель arcman написал:

    Лишь очередной виток.
    Сверхзвук раньше тоже казалось “очень быстро”.

  • 3. 31st May 2010, 09:04 // Читатель dign написал:

    На низких высотах таких больших скоростей невозможно достичь, так сильно высокое сопротивление воздуха.

    Также технологии малозаметности тоже не помогут потому, что на больших скоростях на носу аппарата образуется плазма, которая хорошо заметна на радарах.

    Так, что пока “рулят” баллистические ракеты.

  • 4. 31st May 2010, 13:27 // Александр Венедюхин:

    Насчёт “невозможно” – я бы не давал столь категоричных суждений. Всё ж, вопрос это чисто технический.

  • 5. 31st May 2010, 13:29 // Александр Венедюхин:

    Да, плазма там и ударная волна – это всё присутствует, но при такой скорости полёта, с точки зрения обнаружения, уже играет иную роль.

  • 6. 1st June 2010, 03:46 // Читатель зашел в гости написал:

    “но при такой скорости полёта, с точки зрения обнаружения, уже играет иную роль.”

    Это точно. Обнаружить – одно, догнать и сбить – другое. Всю систему ПВО прийдется пересматривать. Истребитель-перехватчик “ждущий” вражеский самолет в данном случае и взлететь не успеет. Сейчас экспериментируют с 5М, а через N лет создадут противоракеты, летающие со скоростью 8/10/15/??М. Вот и баллистические ракеты уже не “рулят”, а тихо плывут в прошлое по течению времени…

  • 7. 1st June 2010, 12:41 // Читатель arcman написал:

    > Вот и баллистические ракеты уже …

    Вроде бы у них тоже гиперзвуковые скорости.