Ограничения в Правилах и добросовестные пользователи

Ещё раз посмотрим на развитие Интернета. Принято считать, что различные правила, ограничивающие те или иные действия отдельных пользователей, направлены на благо основной массы этих пользователей. Формулировка такая: правила ограждают добросовестных пользователей от разгула нехороших соседей по Сети. Да, очевидно, что большинство ограничивающих правил создаёт некоторые неудобства всем, в том числе, добропорядочным пользователеям, но нужно потерпеть, для общего блага. Это всё известные “общие слова и банальности”. На практике куда важнее другой момент: минимальная ошибка в подборе ограничений приводит к тому, что у добросовестных пользователей возникают большие неудобства, а продвинутым злоумышленникам – ограничения отлично играют на руку.

Посмотрим на свежие, постоянно изменяющиеся правила регистрации доменов .РФ – это неплохой пример. В правилах заложены серьёзные ограничения, которые сейчас не позволяют обычному интернет-пользователю, желающему поддержать вяло набирающую обороты кириллическую доменную зону, просто пойти и зарегистрировать домен .РФ для своего проекта в русскоязыном Интернете.

Действительно, для получения домена требуется либо владеть торговой маркой (нужно юр.лицо или статус ИП), либо фирменным наименованием (опять нужно являться юр.лицом), либо уметь предъявить ещё какие-то бумаги. Ограничения, как многократно объясняли пользователям, введены для того, чтобы в первые же часы открытия новой зоны все вкусные домены не улетели в руки к неким злобным киберсквоттерам, а, напротив, достались достойным жителям Интернет-действительности.

В принципе, идея вроде бы верная, позволяет избежать конфликтов. Но в случае с доменом .РФ допустили совсем маленькую “заковыку”. Вернее, несколько однотипных небольших “заковык”. Так, сперва вкусные имена оказались у проворных предпринимателей, заметивших, что правила, требующие предъявить торговую марку (ТМ), не вводят ограничений на дату регистрации этой марки. Естественно, тут же были оперативно зарегистрированы нужные ТМ и взяты домены. Рядовые пользователи, “защищённые” правилами, сидели в стороне и наблюдали за дележкой новой зоны, изредка возмущённо вскрикивая. Некоторые, возможно, облизывались на домены, но ресурсов для регистрации торговой марки у них, так или иначе, не было.

История повторилась буквально через несколько месяцев. Только теперь вместо торговых марок регистрировались “под домен” СМИ, так как на новом этапе приоритет получали “названия средств массовой информации”, опять без “срока давности” и каких бы то ни было дополнительных ограничений. Схема с регистрацией СМИ для получения домена – “по зубам” только опытным охотникам. Рядовые пользователи опять прогуливались “под защитой” правил: для них домены в новой зоне всё ещё недоступны.

На первый взгляд кажется, что в случае со СМИ защита всё ж сработала лучше. Оказавшись под завалами из заявок на регистрацию СМИ со странными названиями, сплошь оканчивающимися на “.РФ”, ситуацией заинтересовался Роскомнадзор (между прочим, очень, что называется, в тему – домены-то ресурс ограниченный, напоминающий радиочастоты). Реакцией на уведомления из Роскомнадзора стала внезапная корректировка правил, случившаяся буквально за сутки до запланированного начала очередного этапа приоритетной регистрации. Установили минимальный “возраст” свидетельства о регистрации, “отрезав” новые СМИ, получившие регистрацию до 12 мая 2010 года. Отрезали все СМИ разом, без разбора.

Более того, в рамках возникшего внутреннего конфликта, реестр домена .РФ вообще неожиданно закрыли (как пишут, на десять дней), прекратив приём всех без исключения регистраций. То есть, даже, например, добросовестные владельцы торговых марок не могут свои новые домены зарегистрировать и начать использовать.

Несложно догадаться, что и добросовестные СМИ, зарегистрированные после 11 мая, не смогут по таким правилам получить приоритет. Почему? Потому что правила внезапно “защитили” их интересы от массовых киберсквоттерских регистраций. Что же делают сквоттеры? Наиболее опытные из них заранее просчитали ситуацию и подготовили не СМИ, а фирменные наименования и названия общественных организаций. Для этих категорий пока что ограничений по дате регистрации нет. Авторы изменений в правилах ещё не сделали снужных обобщений и внесли изменения лишь в части приоритетов СМИ, не затронув другие приоритеты.

(Кстати, редакции некоторых СМИ, проходящих сейчас по тем или иным законным причинам перерегистрацию, уже опасаются, что не смогут получить домен .РФ, потому что в новом свидетельстве будет дата позже 11 мая 2010 года.)

Действительно, показательная история. Получилось (да, уже получилось – исторический факт), что правила домена РФ, сработали вовсе не как барьер для киберсквоттеров, а лишь как фильтр, пропустивший к вкусным доменам самых опытных сквоттеров, которые хорошо “сидят в теме”. При этом фильтр удачно избавил опытных игроков от возможной конкуренции с более многочисленными, но менее опытными коллегами по цеху захвата доменов. А рядовые пользователи – они строго “пролетают мимо”. С непродуманными ограничениями так всегда и выходит.

Такие дела. Посмотрим, как теперь ситуация повернётся дальше.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2010/07/16/3343/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 3

  • 1 <t> // 17th July 2010, 12:55 // Читатель GreenElf написал:

    Здорово! Может, все-таки не удастся создать зоопарк с национальными доменами. Ну зачем вводить национальные границы там, где их не было!

  • 2 <t> // 17th July 2010, 15:25 // Читатель kaschey написал:

    Ну вот у нас появился настоящий западный капитализм. Западный в смысле американский, а не социалистический европейский. Крупные игроки разделили рынок между собой задавив мелких. Только в США ФРС баксы печатает, а у нас КЦ домены выдаёт, размах не тот, но система та же. Вот наглядный результат передачи прав устанавливать правила в закрытый клуб, которым по сути и является КЦ.

    “Эксперты КЦ” тут же установили “слегка недоработанные” правила регистрации, по которым “правильным” киберсквоттерам должен перепасть основной навар.

    Кстати, хороший пример того, по какому принципу несколько успешных банков подмяли под себя целую страну, а потом и весь мир. Масшаб другой, но принцип-то тот же.

    Я так полагаю, что эта ещё не последняя “фишка”, которую мы увидим при дележе слонов.

  • 3 <t> // 19th July 2010, 17:12 // Читатель jno написал:

    Что-то мне не верится в “непродуманные” ограничения…
    Колесо – далеко не дурак.