Двигатели и фантастика

Пока праздничная неделя продолжается. Раньше встречалась такая научная фантастика – литературное течение (сейчас, по-моему, её очень мало осталось). Там, кроме прочего, описывали всякие сверхдвигатели для космических кораблей, которые, скажем, “бороздят просторы Большого театра”, ну или летают между звёздными системами и даже галактиками. Некоторые концепции включали использование светового излучения – фотонные, значит, это были концепции.

Вот что интересно. С одной стороны, используемые сейчас на практике хорошо проверенные физические теории, – в основном, специальная теория относительности, – в том что касается дальних межзвёздных перелётов многое запрещают. С другой стороны – можно пофантазировать, что какие-нибудь суперсредства для перемещения кораблей на астрономические расстояния за приемлемое время всё же появятся. (По крайней мере, NASA этот вопрос пока не закрывает.)

И вот наверняка практические устройства, супердвигатели или гиперпространственные перемещатели там какие-нибудь, будут созданы на основе лазерной техники. Почему? Потому что именно лазеры уже сейчас позволяют с практически разумными затратами создавать огромные плотности электромагнитного поля в пространстве. Петаваттные лазеры уже сейчас выдают интенсивность что-то около 10^22 Вт/см^2, а это много. При этом понятно, что новые физические эффекты, которые могли бы позволить построить звездолётный гипердвигатель, будут вертеться вокруг большой плотности энергии в пространстве. Ведь, так или иначе, но именно концентрируя энергию, физики пытаются разобрать это самое пространство на фундаментальные дискретные кирпичики. При этом ускорители частиц – слишком огромны по размерам и инфраструктурно сложны. А вот продвинутые лазерные системы, продырявливающие пространство в нужных местах, это совсем другое дело.

Вот именно из-за лазеров перспективный двигатель в фантастическом звездолёте весь светится синим и зелёным: побочные излучения, плюс накачка и подсветка – а вы как хотели?

(Это просто мне напомнили, что в 2010 – 50 лет созданию лазера.)

Адрес записки: https://dxdt.ru/2011/01/04/3466/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 7

  • 1 <t> // 5th January 2011, 00:55 // Читатель jno написал:

    Не будучи нифига ниразу физиком и, тем более, лазерщиком, позволю себе усомниться в рекордах петаватных лазеров :)

    ЕМНИМС, рекорды *плотности* энергии ставили фемтосекундные лазеры (со сравнительно небольшой средней энергией).

    А до того – простые “магнитики” с острой головкой вида >|

    как-то так :)

    ЗЫ. А зелёное – это черенковское, что ли? :)

  • 2 <t> // 5th January 2011, 15:36 // Читатель Bogdan написал:

    Для межзвездных перемещений нужен настоящий фундаментальный научный прорыв. Проблема – навигация, ведь вселенная расширяется и относительные координаты все время меняются. Плюс, чтобы строить планы, нужно подождать, когда Вояджеры таки попадут в межзвездное пространство нашей галактики (года 3 осталось). Возможно там такие энергии что никакая защита не спасет. Возможно именно данные с этих аппаратов, позволят совершить следующий шаг.

  • 3 <t> // 6th January 2011, 10:06 // Читатель dign написал:

    От Вояджеров никакого толку. Они сейчас больше похоже на маяки в космосе и только.

  • 4 <t> // 8th January 2011, 18:00 // Читатель sarin написал:

    фига себе никакого толку! да всем и интересно то только движение этого маяка.

    ну не только, конечно. но движение это уже оооочень много.

  • 5 <t> // 19th January 2011, 22:39 // Читатель kaschey написал:

    Причем тут плотность энергии?

    Для дальних перелётов нужен лишь двигатель с КПД близкий к 100% и дающий кораблю ускорение 0.1-1g. С таким ускорением корабль через 1-10 лет приблизится к скорости света, время для путешественников замедлится и они долетят к цели за 2+ – 20+ лет своей жизни.

    А вот как преобразовывать массу в энергию с высоким КПД это и есть основной стопор для дальних перелётов.

    Ионный двигатель хороший вектор для работ в этом направлении. Но скорость потока ионов всего 100 км/сек и мощность пока маловата. Но надежда-то есть! :-)

  • 6 <t> // 20th January 2011, 23:15 // Александр Венедюхин:

    КПД-то он КПД, но вот масса корабля в такой схеме с разгоном будет расти. Поэтому до заметного замедления времени придётся слишком долго ждать (получился каламбур, вроде).

  • 7 <t> // 15th February 2011, 02:38 // Читатель Артём Пригоров написал:

    Боюсь не всё так просто с использованием разгона-замедления. Как тут правильно заметили кинетическая энергия звездолёта перейдёт в облачко пара при столкновении с каким-нибудь астероидом… Или траектория будет нарушена фантомным магнитным полем.

    Боюсь, что с текущим научным прогрессом освоение космоса будет не приятнее путешествия на Эверест, и вполне вероятно ещё опаснее для жизни.