Двигатели и фантастика
Пока праздничная неделя продолжается. Раньше встречалась такая научная фантастика – литературное течение (сейчас, по-моему, её очень мало осталось). Там, кроме прочего, описывали всякие сверхдвигатели для космических кораблей, которые, скажем, “бороздят просторы Большого театра”, ну или летают между звёздными системами и даже галактиками. Некоторые концепции включали использование светового излучения – фотонные, значит, это были концепции.
Вот что интересно. С одной стороны, используемые сейчас на практике хорошо проверенные физические теории, – в основном, специальная теория относительности, – в том что касается дальних межзвёздных перелётов многое запрещают. С другой стороны – можно пофантазировать, что какие-нибудь суперсредства для перемещения кораблей на астрономические расстояния за приемлемое время всё же появятся. (По крайней мере, NASA этот вопрос пока не закрывает.)
И вот наверняка практические устройства, супердвигатели или гиперпространственные перемещатели там какие-нибудь, будут созданы на основе лазерной техники. Почему? Потому что именно лазеры уже сейчас позволяют с практически разумными затратами создавать огромные плотности электромагнитного поля в пространстве. Петаваттные лазеры уже сейчас выдают интенсивность что-то около 10^22 Вт/см^2, а это много. При этом понятно, что новые физические эффекты, которые могли бы позволить построить звездолётный гипердвигатель, будут вертеться вокруг большой плотности энергии в пространстве. Ведь, так или иначе, но именно концентрируя энергию, физики пытаются разобрать это самое пространство на фундаментальные дискретные кирпичики. При этом ускорители частиц – слишком огромны по размерам и инфраструктурно сложны. А вот продвинутые лазерные системы, продырявливающие пространство в нужных местах, это совсем другое дело.
Вот именно из-за лазеров перспективный двигатель в фантастическом звездолёте весь светится синим и зелёным: побочные излучения, плюс накачка и подсветка – а вы как хотели?
(Это просто мне напомнили, что в 2010 – 50 лет созданию лазера.)
Адрес записки: https://dxdt.ru/2011/01/04/3466/
Похожие записки:
- День Космонавтики
- Закрытые говорилки с ИИ
- Реплика: что именно читает читающий сейчас
- Реестр параметров TLS IANA и именование индексов
- Цвета реки Колорадо
- Манускрипт "Новой истории" и знак "at"
- RCE через ssh-agent
- Варп и квантовые компьютеры
- Одновременные состояния кубитов
- Суперпозиция на омонимах
- "Сверхмашинный" интеллект
Комментарии читателей блога: 7
1 <t> // 5th January 2011, 00:55 // Читатель jno написал:
Не будучи нифига ниразу физиком и, тем более, лазерщиком, позволю себе усомниться в рекордах петаватных лазеров :)
ЕМНИМС, рекорды *плотности* энергии ставили фемтосекундные лазеры (со сравнительно небольшой средней энергией).
А до того – простые “магнитики” с острой головкой вида >|
как-то так :)
ЗЫ. А зелёное – это черенковское, что ли? :)
2 <t> // 5th January 2011, 15:36 // Читатель Bogdan написал:
Для межзвездных перемещений нужен настоящий фундаментальный научный прорыв. Проблема – навигация, ведь вселенная расширяется и относительные координаты все время меняются. Плюс, чтобы строить планы, нужно подождать, когда Вояджеры таки попадут в межзвездное пространство нашей галактики (года 3 осталось). Возможно там такие энергии что никакая защита не спасет. Возможно именно данные с этих аппаратов, позволят совершить следующий шаг.
3 <t> // 6th January 2011, 10:06 // Читатель dign написал:
От Вояджеров никакого толку. Они сейчас больше похоже на маяки в космосе и только.
4 <t> // 8th January 2011, 18:00 // Читатель sarin написал:
фига себе никакого толку! да всем и интересно то только движение этого маяка.
ну не только, конечно. но движение это уже оооочень много.
5 <t> // 19th January 2011, 22:39 // Читатель kaschey написал:
Причем тут плотность энергии?
Для дальних перелётов нужен лишь двигатель с КПД близкий к 100% и дающий кораблю ускорение 0.1-1g. С таким ускорением корабль через 1-10 лет приблизится к скорости света, время для путешественников замедлится и они долетят к цели за 2+ – 20+ лет своей жизни.
А вот как преобразовывать массу в энергию с высоким КПД это и есть основной стопор для дальних перелётов.
Ионный двигатель хороший вектор для работ в этом направлении. Но скорость потока ионов всего 100 км/сек и мощность пока маловата. Но надежда-то есть! :-)
6 <t> // 20th January 2011, 23:15 // Александр Венедюхин:
КПД-то он КПД, но вот масса корабля в такой схеме с разгоном будет расти. Поэтому до заметного замедления времени придётся слишком долго ждать (получился каламбур, вроде).
7 <t> // 15th February 2011, 02:38 // Читатель Артём Пригоров написал:
Боюсь не всё так просто с использованием разгона-замедления. Как тут правильно заметили кинетическая энергия звездолёта перейдёт в облачко пара при столкновении с каким-нибудь астероидом… Или траектория будет нарушена фантомным магнитным полем.
Боюсь, что с текущим научным прогрессом освоение космоса будет не приятнее путешествия на Эверест, и вполне вероятно ещё опаснее для жизни.