Бесшумные адаптивные лопасти

Продолжение про бесшумные вертолёты: как могут быть устроены адаптивные лопасти? Напрашивается решение с механизацией с “закрылками/предкрылками” и прочими, отработанными для крыла вообще, решениями. И такие лопасти уже существуют. Гораздо интереснее лопасти, изменяющие свою форму “гладко” – то есть, не увешанные щитками и поверхностями, а те, которые растягиваются, закручиваются, изгибаются сами, сохраняя непрерывность своей поверхности.

Если взглянуть на существующие проекты, то окажется, что такая лопасть представляет собой сложный подвижный каркас, обтянутый прочным и гибким материалом. Внутри каркаса находятся некие сервоприводы, в большом количестве, – они как раз и изменяют форму лопасти. Вариант пока что фантастический. Основных проблем тут несколько. Так, например, сложно изготовить каркас достаточной прочности. Очень непросто утсроить систему изменения формы таким образом, чтобы она адекватно реагировала на динамические нагрузки, ведь понятно, что и обычная лопасть в полёте постоянно свою форму изменяет, из-за того, что на неё действуют внешние силы.

В общем, конструкция адаптивной лопасти может оказаться настолько сложна, что данное устройство себя не оправдает в принципе: проще будет построить какой-нибудь бесшумный махолёт без лопостей, или вообще использовать другой принцип для полёта.

()

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 10

  • 1. 16th May 2011, 20:08 // Читатель зашел в гости написал:

    “а те, которые растягиваются, закручиваются, изгибаются сами”

    Новое – это хорошо забытое старое. Первые самолеты братьев Райт не имели элеронов, и положение самолета по крену изменялось деформацией крыльев. Круг замкнулся. :)

  • 2. 16th May 2011, 20:11 // Александр Венедюхин ответил:

    Хе, кстати да, действительно.

  • 3. 16th May 2011, 23:50 // Читатель kaschey написал:

    Смотря какие будут нагрузки и какой материал.
    Конечно, такая лопасть не будет равна литой, но если прочность материала позволяет, то почему бы и нет?

    Кстати, возможно, что механизм можно устроить так, что от вращения лопасть сама будет менять форму, используя для натяжения приводов возрастающую центробежную силу, или увеличение усилия на вращение с большей скоростью.

    На сколько я понимаю лопасти вертолётов делают не сплошными, а сетчатыми, чтобы от попадания пуль они не разрушались. Если изменить натяжение некоторых “нитей” внутри сетки, то форму вполне можно поменять.

  • 4. 16th May 2011, 23:54 // Читатель sarin написал:

    лучше придумать такой материал, воздействуя на который можно будет менять форму изделия из него. слышал что такое тоже разрабатывается.

  • 5. 17th May 2011, 02:36 // Читатель sashket написал:

    Кстати о птичках. В дополнение к обсуждению на соседней ветке про камовскую схему. Увидел на фото на заднем плане какой-то соосник и вспомнил про Георгия Ботезата и его уникальный аппарат ДБ-5, где двигатель располагался МЕЖДУ соосными несущими винтами: http://jtdigest.narod.ru/dig4_01/vert.htm Но тоже идея не получила распространения :-(

  • 6. 17th May 2011, 13:00 // Читатель jno написал:

    Ну, чудесатых схем-то хватало всегда: как вам, например, ВРД на законцовках лопастей?
    Козе понятно, что у каждой такой схемы есть преимущества.
    Но выживают как-то вот не все.

  • 7. 17th May 2011, 15:24 // Читатель jno написал:

    Кстати, обтянутый каркас – не единственная модель адаптивного крыла.
    Птичье крыло (“набор” разнородных перьев, управляемых смежными группами) – тоже адаптивно.

  • 8. 17th May 2011, 18:02 // Читатель зашел в гости написал:

    “Но выживают как-то вот не все.”

    вот-вот, я как раз об этом и говорил. Поди отремонтируй двигатель, который между винтами находится.
    Единичные, уникальные изделия – это экспонаты. Их могут позволить себе художники. Инженер должен делать жизнеспособные ЛА.

  • 9. 18th May 2011, 15:15 // Читатель jno написал:

    > Поди отремонтируй двигатель, который между винтами находится.

    не стОит сводить к “бытовым” трудностям проблемы схемы – думаете, двигло на крыле сильно проще обслуживать? а как Вам доступ к среднему мотору обычной 154-й “тушки”?

    в технике единичные изделия – не “экспонаты художников”, а опытные и экспериментальные образцы.

    “дедушка Ленин”, конечно, нынче непопулярен, но с тем, что “практика – критерий истины”, я лично вполне согласен.

  • 10. 18th May 2011, 18:20 // Читатель jno написал:

    Кстати.
    Если уж упереться рогом в проблемы со звуком, то можно подумать и о другом подходе: звук – это колебания газовой среды.
    А колебания среды можно, как известно, переводить в тепло.
    Поглощением, рассеиванием, интерференцией.
    А ещё их можно уводить в сторону (никогда не обращали внимания на разницу в звуках у МиГ-29 и Су-27 – когда летят к нам и от нас? “сушку” на встречном почти неслышно, а МиГ орёт и так и эдак)