Секретность связи и лазерные системы

Ещё не так давно был распространён “инфракрасный порт” в качестве инструмента для обмена данными между мобильными телефонами (и не только). Но радиоинтерфейс Bluetooth быстро вытеснил оптического собрата с рынка. При этом каналы Bluetooth – отличный проводник для утечек информации: при использовании недорогого дополнительного оборудования взаимодействовать по радио с атакуемым устройством можно с достаточно большого расстояния, и с любого направления.

А вот ИК-порт тут обладал преимуществом: для уверенной связи нужно было не только разместить два устройства рядом, но ещё и направить “вещательные окошки” друг на друга. (Да, в теории, можно принимать всякие отражения инфракрасного сигнала – но сложность реализации не сравнима с атакой через “всенаправленный” Bluetooth.)

Сейчас на борту боевых самолётов уже есть разные лазерные системы. И эти лазеры планируют использовать для создания каналов обмена информацией. При достаточной мощности и добротном приёмнике не обязательно использовать стекловолокно, луч уверенно распространяется в атмосфере. Наверное, вы уже догадались, что по сравнению с радиосвязью у лазерной системы есть то же самое преимущество, что и у ИК-порта перед Bluetooth: лазерный луч очень узкий, переносит информацию только в направлении приёмника. Чтобы подслушать сигнал нужно очень постараться: если оставить фантастику с фиксированием всяких вторичных процессов в атмосфере, то для перехвата потребуется разместить приёмник непосредственно внутри луча. Что непросто, в случае с находящимся в воздухе самолётом, который, к тому же, маневрирует. А вот радиосвязь, даже при использовании направленных антенн, всё равно работает во все стороны, просто, для разведки потребуется более чувствительный приёмник. И при этом лазерная система ещё и позволяет построить гораздо более широкий канал, в смысле объёма передаваемой информации.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2011/08/03/3930/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 8

  • 1 <t> // 3rd August 2011, 22:03 // Читатель kaschey написал:

    Такой канал не даст гарантированной связи (туман, облачность, дождь, снег, препятствия на пути луча и т. д.), а потому он применим скорее для домашнего интернета, чем для связи с самолётом.

    Есть ещё и техническая проблема с наведением на движущиеся объекты на большом расстоянии.

    Хотя если самолётом является ракета, то… :-)
    Ну или беспилотник-разведчик малого радиуса.

  • 2 <t> // 3rd August 2011, 22:10 // Читатель kaschey написал:

    Кстати, вдруг кто не знает, наши ПТУР так и работают, по лазерному лучу, наводящемуся на ракету сзади. Подсветка цели лазером может быть обнаружена (заметив подсветку танк может автоматически выстрелить дымовую шашку и отъехать), а так нет.

  • 3 <t> // 3rd August 2011, 22:41 // Читатель зашел в гости написал:

    да, действительно, как насчет работы в облаках, тумане, дыму, и т.д.? Какие могут быть применения у средств связи, которые должны находиться в поле видимости друг друга, да еще и в идеальных атмосферных условиях?

  • 4 <t> // 3rd August 2011, 23:13 // Читатель MIl написал:

    1. ИК Лазеру на 9мкм не страшен туман облака и легкое обледенение
    2. всегда есть возможность пробить маленький канал высокоэнергичным лазером
    3. спутанные фотоны очень хорошо поднимают скорость передачи информации и ее секретность

  • 5 <t> // 3rd August 2011, 23:24 // Читатель зашел в гости написал:

    проблема наведения луча на приемник все равно остается

  • 6 <t> // 4th August 2011, 02:05 // Читатель aa написал:

    > Чтобы подслушать сигнал нужно очень постараться

    В первую очередь не подслушать, а обнаружить. Данные все равно зашифрованы.

    > гарантированной связи (туман, облачность, дождь, снег, препятствия на пути луча и т. д.)

    Поэтому и применяют такой канал между самолетами, которые летают (чаще всего) НАД облачностью (туман-дождь-снег) и НАД препятствиями.
    Такой канал вписывается в рекламируемую американцами тактику – один истребитель (или АВАКС) работает радаром “активно”, остальные сохраняют молчание, получают по “узким” каналам целеуказание и атакуют.

    > спутанные фотоны очень хорошо поднимают скорость передачи информации

    Спутанные фотоны вибрации не боятся? А массо-габаритных размеров приемо-передатчика? Какие скорости обеспечивают каналы на св. фотонах в открытой среде на расстояниях в 10-100 км?

    > наведения луча на приемник

    Для ОЛС такие проблемы успешно решают (для случая, когда цель не помогает наводить на нее дальномер) с точностями 50-100мкрад (сравнимо с расходимостью пучка не самых плохих лазеров):

    “возможность создания системы удержания линии визирования на основе маркерного источника с точностями не хуже 0,1 элемента разрешения ИК фотоприемника (10-20 угл. сек.).”

    Кстати, уже испытали лазерные линки самолет-геостационарный спутник http://www.esa.int/esaTE/SEMN6HQJNVE_index_0.html

    земля-самолет
    http://www.aoptix.com/news-events/press-releases/72-defense-lasercom-news-eagls-nucrypt-afosr
    > ?This new capability adds to the impressive low probability of detection, low probability of interception (LPD/LPI) that only a lasercom link can provide.?

  • 7 <t> // 4th August 2011, 18:11 // Читатель зашел в гости написал:

    аа,

    спасибо за ссылки, очень интересно.

    Следующий шаг – связь с подводными лодками. Орбиты спутников известны, т.о. АПЛ будет иметь множество “окон” для связи практически в любой точке мирового океана. Ей, правда, прийдется всплывать, или по крайней мере поднимать над водой мачту с аппаратурой (“photonics mast”). Возрастает риск обнаружения, зато сам сеанс связи пройдет незаметно для противника.

  • 8 <t> // 8th August 2011, 10:42 // Читатель Bogdan написал:

    Кстати, а что там с плазменными антеннами?