Секретность связи и лазерные системы
Ещё не так давно был распространён “инфракрасный порт” в качестве инструмента для обмена данными между мобильными телефонами (и не только). Но радиоинтерфейс Bluetooth быстро вытеснил оптического собрата с рынка. При этом каналы Bluetooth – отличный проводник для утечек информации: при использовании недорогого дополнительного оборудования взаимодействовать по радио с атакуемым устройством можно с достаточно большого расстояния, и с любого направления.
А вот ИК-порт тут обладал преимуществом: для уверенной связи нужно было не только разместить два устройства рядом, но ещё и направить “вещательные окошки” друг на друга. (Да, в теории, можно принимать всякие отражения инфракрасного сигнала – но сложность реализации не сравнима с атакой через “всенаправленный” Bluetooth.)
Сейчас на борту боевых самолётов уже есть разные лазерные системы. И эти лазеры планируют использовать для создания каналов обмена информацией. При достаточной мощности и добротном приёмнике не обязательно использовать стекловолокно, луч уверенно распространяется в атмосфере. Наверное, вы уже догадались, что по сравнению с радиосвязью у лазерной системы есть то же самое преимущество, что и у ИК-порта перед Bluetooth: лазерный луч очень узкий, переносит информацию только в направлении приёмника. Чтобы подслушать сигнал нужно очень постараться: если оставить фантастику с фиксированием всяких вторичных процессов в атмосфере, то для перехвата потребуется разместить приёмник непосредственно внутри луча. Что непросто, в случае с находящимся в воздухе самолётом, который, к тому же, маневрирует. А вот радиосвязь, даже при использовании направленных антенн, всё равно работает во все стороны, просто, для разведки потребуется более чувствительный приёмник. И при этом лазерная система ещё и позволяет построить гораздо более широкий канал, в смысле объёма передаваемой информации.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2011/08/03/3930/
Похожие записки:
- Пеленгация с разнесением по времени
- Наземные терминалы Starlink как элементы радара
- Производительность Raspberry Pi 5
- "Скорость света" и "скорость радара"
- Ретроспектива заметок: программный код из "реальности" в "виртуальности"
- Дорисовывание Луны смартфонами Samsung
- Raspberry Pi 5
- Кабели и квантовые процессоры
- Оптимизирующие компиляторы, микроконтроллер и ассемблер
- Фольклор и квантовый компьютер
- Реплика: теоретическая разборка карамелек
Комментарии читателей блога: 8
1 <t> // 3rd August 2011, 22:03 // Читатель kaschey написал:
Такой канал не даст гарантированной связи (туман, облачность, дождь, снег, препятствия на пути луча и т. д.), а потому он применим скорее для домашнего интернета, чем для связи с самолётом.
Есть ещё и техническая проблема с наведением на движущиеся объекты на большом расстоянии.
Хотя если самолётом является ракета, то… :-)
Ну или беспилотник-разведчик малого радиуса.
2 <t> // 3rd August 2011, 22:10 // Читатель kaschey написал:
Кстати, вдруг кто не знает, наши ПТУР так и работают, по лазерному лучу, наводящемуся на ракету сзади. Подсветка цели лазером может быть обнаружена (заметив подсветку танк может автоматически выстрелить дымовую шашку и отъехать), а так нет.
3 <t> // 3rd August 2011, 22:41 // Читатель зашел в гости написал:
да, действительно, как насчет работы в облаках, тумане, дыму, и т.д.? Какие могут быть применения у средств связи, которые должны находиться в поле видимости друг друга, да еще и в идеальных атмосферных условиях?
4 <t> // 3rd August 2011, 23:13 // Читатель MIl написал:
1. ИК Лазеру на 9мкм не страшен туман облака и легкое обледенение
2. всегда есть возможность пробить маленький канал высокоэнергичным лазером
3. спутанные фотоны очень хорошо поднимают скорость передачи информации и ее секретность
5 <t> // 3rd August 2011, 23:24 // Читатель зашел в гости написал:
проблема наведения луча на приемник все равно остается
6 <t> // 4th August 2011, 02:05 // Читатель aa написал:
> Чтобы подслушать сигнал нужно очень постараться
В первую очередь не подслушать, а обнаружить. Данные все равно зашифрованы.
> гарантированной связи (туман, облачность, дождь, снег, препятствия на пути луча и т. д.)
Поэтому и применяют такой канал между самолетами, которые летают (чаще всего) НАД облачностью (туман-дождь-снег) и НАД препятствиями.
Такой канал вписывается в рекламируемую американцами тактику – один истребитель (или АВАКС) работает радаром “активно”, остальные сохраняют молчание, получают по “узким” каналам целеуказание и атакуют.
> спутанные фотоны очень хорошо поднимают скорость передачи информации
Спутанные фотоны вибрации не боятся? А массо-габаритных размеров приемо-передатчика? Какие скорости обеспечивают каналы на св. фотонах в открытой среде на расстояниях в 10-100 км?
> наведения луча на приемник
Для ОЛС такие проблемы успешно решают (для случая, когда цель не помогает наводить на нее дальномер) с точностями 50-100мкрад (сравнимо с расходимостью пучка не самых плохих лазеров):
“возможность создания системы удержания линии визирования на основе маркерного источника с точностями не хуже 0,1 элемента разрешения ИК фотоприемника (10-20 угл. сек.).”
Кстати, уже испытали лазерные линки самолет-геостационарный спутник http://www.esa.int/esaTE/SEMN6HQJNVE_index_0.html
земля-самолет
http://www.aoptix.com/news-events/press-releases/72-defense-lasercom-news-eagls-nucrypt-afosr
> ?This new capability adds to the impressive low probability of detection, low probability of interception (LPD/LPI) that only a lasercom link can provide.?
7 <t> // 4th August 2011, 18:11 // Читатель зашел в гости написал:
аа,
спасибо за ссылки, очень интересно.
Следующий шаг – связь с подводными лодками. Орбиты спутников известны, т.о. АПЛ будет иметь множество “окон” для связи практически в любой точке мирового океана. Ей, правда, прийдется всплывать, или по крайней мере поднимать над водой мачту с аппаратурой (“photonics mast”). Возрастает риск обнаружения, зато сам сеанс связи пройдет незаметно для противника.
8 <t> // 8th August 2011, 10:42 // Читатель Bogdan написал:
Кстати, а что там с плазменными антеннами?