Социальные сети, мониторинг, и дезинформация

Если помните, весной этого года я писал о том, что при использовании социальных сетей (на примере “Твитера”) для манипуляции общественным мнением гораздо важнее “технологии второго порядка”, направленные на манипулирование мнением аналитиков, которые мониторят соц. сети.

Именно для создания поля деятельности подобным технологиям нужно популяризировать в прессе сообщения о существовании технологий создания нужного информационного поля. Логика тут такая: предположим, что противник использует социальные сети для влияния на общественное мнение с помощью “армии ботов”; в качестве ответной меры предлагается: давайте будем как-то мониторить эти сети и тогда мы обнаружим эффекты от работы “армии ботов”.

Ну и вот движение началось, уже в прессе широкого назначения пишут про “сценарии Египта и Туниса” в “Твитере” и Facebook:

“…единственным верным выходом является создание некой системы социального мониторинга, когда о каких-то подозрительных действиях сообщают сами пользователи”.

А это как раз и есть отличный фундамент для применения технологий второго порядка. То что нужно. Процитирую весеннюю записку:

“С помощью автоматизированных механизмов в социальных сетях создаётся такое информационное поле, что простые аналитики, честно и качественно работающие на первом уровне, вполне достоверно извлекают как раз ту информацию, которую посеял специалист, овладевший инструментами второго порядка.”

Получается отличный канал для дезинформации. Тем более, что доверие пользователям, участвующим в “системе мониторинга”, очевидно, будет выше, чем среднему показателю по сети. И их выводы донесут до тех, кто, как говорится, принимает решения. Большая выгода для вбрасывающих информацию.

(Кстати, пока вы не держите в руках исходные нити – всегда на шаг отстаёте, если играть только в одном “информационном поле”.)

()

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 7

  • 1. 13th September 2011, 18:22 // Читатель зашел в гости написал:

    “аналитиков, которые мониторят соц. сети.”

    сразу признаюсь, что я не спец по сос-сетям (терпеть их не могу). поэтому, мне очень любопытно, насколько распространен “анализ” этих самых соц сетей? Есть какие-то организации, регулярно публикующие результаты своей работы? Или это все чистая теория?

  • 2. 13th September 2011, 18:26 // Александр Венедюхин ответил:

    Нет, это практика. Например, в крупных компаниях (не будем показывать пальцами) есть целые специальные отделы, ведущие мониторинг и проводящие анализ. Результаты там используются внутри компаний.

    (Ну и есть довольно странное, на мой вкус, бизнес-направление, по продвижению товаров и услуг – SMM.)

  • 3. 13th September 2011, 18:47 // Читатель Max Makarenkov написал:

    Хорошая заметка, Саш.
    Очень такая… своевременная. Эпоха пропаганды уже наступила, теперь, мне кажется, наступает эпоха тихого управления вкусами и мнениями людей.

  • 4. 13th September 2011, 19:06 // Читатель зашел в гости написал:

    продвижение товаров и услуг посредством мониторинга социальных сетей – это как раз понятно и логично. начали подростки оживленно обсуждать очередную поп-звезду: снимаешь рекламу продукта с участием этой звезды и крутишь на ТВ.
    а помимо чисто коммерческого направления какая-то еще работа ведется?

  • 5. 14th September 2011, 19:44 // Александр Венедюхин ответил:

    > а помимо чисто коммерческого направления какая-то еще работа ведется?

    Угу. Анализ именно в стратегических целях, не для продвижения товаров/услуг (я это продвижение – SMM – поэтому отдельно и указал).

    Кстати, мне приходилось вблизи наблюдать, как умелые “вбросы” на профильных форумах и в соц.сетях влияют на оценку ситуации аналитиками, сдвигая её в определённом направлении.

  • 6. 14th September 2011, 19:52 // Читатель зашел в гости написал:

    “наступает эпоха тихого управления вкусами и мнениями людей”

    это все уже тыщу лет как пройдено: жрецы-священники-проповедники, фараоны-короли-придворные, звезды театра и кино, модельеры-модели, певцы, и, наконец, кукловоды: корпорации, толкающие рекламу с помощью вышеперечисленных. “Тихое” управление вкусами и мнениями было всегда, разница лишь в том, что сейчас оно лучше организовано и поставлено на поток с учетом новейших технологий и социальных явлений.

  • 7. 16th September 2011, 00:40 // Читатель jno написал:

    > есть довольно странное, на мой вкус, бизнес-направление,
    > по продвижению товаров и услуг – SMM

    ещё одна форма спама… прямо перед ней гадили СЕОшники.
    соцсети уже неюзабельны в смысле поиска полезных сведений – верить им нельзя. но всё ещё можно использовать “по назначению” – для общения. хотя и неясно, нафиг оно такое? :)