Юбилей программы ATF

Оказывается, в этом году исполнилось 25 лет штатовской программе ATF (Advanced Tactical Fighter), фактическим результатом которой является F-22. То есть, будет некоторым преувеличением сказать, что самому F-22 исполняется четверть века, но, в общем, историческая ситуация близка к этому. В рамках ATF, в начале 80-х годов прошлого века, выбирали из нескольких концептуальных предложений, к 90-м переросших в несколько прототипов. В дальнейшем финансы сосредоточились вокруг F-22, который, собственно, и был выпущен серийно.

Учитывая сильно возросшую скорость развития технологий, 25 лет – это очень много. Например, 25 лет назад не было многих конструкционных материалов, доступных сейчас; микроэлектроника вообще находилась примерно на два поколения “в древности”, особенно в том, что касается важнейших радиокомпонентов для РЛС.

Интерпретировать же данную историю можно по-разному. С одной стороны, результат 25-летней программы до сих пор подкидывает всякие неожиданности, приводящие к тотальным запретам на полёты новейшего истребителя. С другой стороны, потенциальные глобальные, не штатовские, конкуренты только сейчас, через четверть века, готовят к серийному производству сравнимые (в теории) самолёты.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2011/11/06/4187/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 12

  • 1. 6th November 2011, 19:55 // Читатель filin написал:

    при одинаковом уровне развития автоматических средств поражения и средств противодействия им, всё будет сводится к воздушному бою на пушках… где Cу-27 и Миг-29 ещё долго будут в не конкуренции…
    Но с развалом СССР достойных противников не осталось…
    По этому технику и биомассу попуасов будут уничтожать автоматы…
    По этому о победах советской технике будут упоминать лишь в скользь, а говоря о успехах космосе, будет иметься в виду: человек на луне, шатл, МКС…
    http://www.youtube.com/watch?v=nUxl8387Gl8

  • 2. 6th November 2011, 21:35 // Читатель зашел в гости написал:

    “при одинаковом уровне развития автоматических средств поражения и средств противодействия им”

    С чего вы решили, что уровень развития одинаков?
    С чего вы решили, что техника – залог победы? Помимо нее существует тактика, связь, подготовка летного состава и обслуживающего персонала, и еще много чего. Превосходство в любой из перечисленных областей может оказаться решающим “при всех равных”. Исторических примеров множество, одной ВОВ на сотни диссертаций хватит.

    “где Cу-27 и Миг-29 ещё долго будут в не конкуренции”

    С чего вы взяли что они “вне конкуренции”? По каким-то параметрам эти машины действительно превосходяет все остальные, а по каким-то отстают. Если МиГ-29 поворачивает на n градусов в секунду быстрее и имеет лучшую тяговооруженность, то это еще ДАЛЕКО не значит, что он “вне конкуренции”. Времена меняются, и воздушный бой уже далеко не то, что он представлял из себя во время ВОВ.

    “Но с развалом СССР достойных противников не осталось…”

    СССР – не пуп земли, и не венец творения человечества. Рассыпался – на его место уже идут другие: Китай, ЕС, и т.д. Умных людей по всему миру хватает.

  • 3. 6th November 2011, 22:51 // Читатель зашел в гости написал:

    “конкуренты только сейчас, через четверть века, готовят к серийному производству сравнимые (в теории) самолёты.”

    Верно. Над ПАК-ФА начали работать в 2002-м году. К 2015 году, когда самолет пойдет в серийное производство ему будет уже 13 лет. Когда боевые части будут укомплектованы этими машинами, им будет по 15-20 лет. Та же ситуация что сейчас с Ф-22. К тому времени … автоматические беспилотники, искусственный интеллект, новые, непрогнозируемые на сегодня виды оружия – кто знает?

  • 4. 7th November 2011, 00:38 // Читатель зашел в гости написал:

    Кстати, насчет “превосходства” одной машины над другой: в русскоязычной прессе я вообще никогда не встречал (в англоязычной – очень редко), такой фактор как простота пилотирования, доступность машины летчику-середнячку. С асами все понятно, Покрышкин, вон с успехом воевал как МиГ-3, так и на “Аэрокобре”. Лучший из лучших за штурвалом МиГ-35 – это действительно смертельная угроза. Но ведь асов-то по пальцам перечесть! А как насчет среднестатистического летчика? Сможет ли он выжать из “Сушки” все, что заложили в нее конструкторы? Ведь если нет, то все замечательные характеристики самолета – коту под хвост…

  • 5. 7th November 2011, 11:47 // Читатель Bogdanul написал:

    Вообще то, еще немного и в мире останется совсем мало государств, которые смогут позволить себе авиацию, при такой ситуации массы ударных беспилотников и сотни многоцелевых истребителей хватит.

  • 6. 7th November 2011, 11:53 // Читатель jno написал:

    > в русскоязычной прессе я вообще никогда не встречал

    в прессе? ну, не знаю даже.
    а вот в результатах испытаний фраза “доступен лётчику средней квалификации” попадается часто.

    > за штурвалом МиГ-35

    это будет реально круто – ведь там ещё штурвал надо найти…

    > Сможет ли он выжать из “Сушки” все,
    > что заложили в нее конструкторы?

    не сможет.
    настройки ЭДСУ не дадут.
    и квалификацию не спросят.
    даже “кобру” сделать строевому лётчику робот не даст – сработает ограничение по углу атаки.
    и что?

  • 7. 7th November 2011, 12:02 // Читатель jno написал:

    Про применение “кобры” в бою:

    http://www.ukrfalcons.com/plugins/p2000_news/printarticle.php?p2000_articleid=59

  • 8. 7th November 2011, 12:05 // Читатель jno написал:

    и ещё http://scilib.narod.ru/Avia/Superman/Superman.html

    надо заметить, что понимать эти тексты надо как мнение специалиста, а не как истину в последней инстанции, разумеется.

  • 9. 8th November 2011, 06:05 // Читатель MIl написал:

    Подумалось, что вместо ракет Можно с самолета запустить истребительные беспилотники или ими управлять )))
    опять же вопрос о массовости
    2 F22 против 18 Су-27 какая то часть пилотируемая какая то беспилотная

    вопрос в стоимости.

  • 10. 8th November 2011, 12:25 // Читатель jno написал:

    > Можно с самолета запустить истребительные беспилотники

    Была такая идея – летающий ЗРК на базе Ил-76 или Ан-124…

  • 11. 8th November 2011, 19:38 // Читатель зашел в гости написал:

    “Можно с самолета запустить истребительные беспилотники”

    зачем усложнять все, когда есть ракеты?
    Первые шаги уже сделаны: П-700 уже давно работают группой. AIM-9X уже можно наводить на цель после пуска. MBDA “Meteor” изначально спроектированы под концепцию “сетецентричной войны”.
    Ракеты воздух-воздух следующего поколения (а это совсем скоро) будут делиться информацией с истребителем, получать целеуказание друг от друга, “подстраховывать” друг друга на случай промаха, будут сами выбирать наиболее приоритетную цель и т.д. Зачем истребителю тащить на себе еще и беспилотники? Смысла нет, да и место во внутренних отсеках тех же F-22 и ПАК-ФА сильно ограничено.

  • 12. 9th November 2011, 01:28 // Читатель зашел в гости написал:

    “микроэлектроника вообще находилась примерно на два поколения “в древности””

    кстати, радары AN/APG-77V(1) начали устанавливать на “Рэпторы” только в 2007-м году. Т.е. электроника не такая старая, как общая конструкция самолета. к тому же, если конструкторы следовали концепции future-proof (т.е. с расчетом на далекое будущее), то устаревающие компоненты можно безболезненно менять на более новые, без ущерба для характеристик самолета. Таким образом, возраст проекта особой роли не играет.