Пассажиропотоки и слежка за мобильником

Обсуждается новость о том, что московская мэрия планирует получать от сотовых операторов данные о перемещении мобильных телефонов, чтобы строить модели пассажиропотоков для анализа ситуации в транспортной сети. Эта идея интересно выглядит в плане возможной идентификации абонентов.

Понятно, что оператор не может отслеживать абонента, как пишут журналисты, а только телефонный аппарат. При этом, хорошо известно, что установить личность абонента, зная типичный ежедневный маршрут его телефона, несложно в автоматическом режиме: достаточно предположить, что это маршрут из дома на работу (и обратно), а потом – сопоставить выборку проживающих по данному адресу с выборкой работающих по соответствующему адресу, взяв в руки подходящие базы данных. В подавляющем большинстве случаев абонент сразу точно определится. Я подробно писал об этом довольно давно.

Естественно, даже цитаты в новостях упоминают передачу “обезличенных маршрутов” (то, что нужно, в общем), ссылаясь при этом на “персональные данные” и “их защиту”. Цитата: “информация о передвижениях граждан будет передаваться в обезличенном виде — чиновники увидят только маршруты, без имен абонентов, номеров телефонов и паспортных данных“.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2012/08/15/5152/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 17

  • 1 <t> // 15th August 2012, 19:58 // Читатель Z.T. написал:

    Можно обезличить агрегацией, и выдавать только группы больше 10. Для планирования общественного транспорта хватит.

  • 2 <t> // 15th August 2012, 21:56 // Читатель jno написал:

    поглядим…

  • 3 <t> // 16th August 2012, 16:42 // Читатель sarin написал:

    если никаких ключевых данных (номера, имена, явки, пароли) передаваться не будут, то и перемещение абонента не отследить.

    не вижу здесь угрозы для персональных данных.

    ЗЫ: при наличии подходящей базы можно установить что угодно ;)

  • 4 <t> // 16th August 2012, 17:02 // Читатель зашел в гости написал:

    “абонента не отследить”

    в том-то и дело, что отследить можно! Это уже обсуждалось. Причем, чем точнее отслеживается маршрут, тем точнее можно определить личность абонента. Допустим, если сказать, что маршрут начинается в Кузьминках, а заканчивается в Тушино, то людей, ездящих по этому маршруту ежедневно найдется не мало. А точность повысить вплоть до определенных улиц/зданий, то одинаковых маршрутов останется два-три, а то и вообще один. Как часто люди живут в одном подьезде, и работают в одном и том же цеху, на одном и том же предприятии?

  • 5 <t> // 16th August 2012, 19:10 // Читатель sarin написал:

    если у человека есть мобильник то его можно найти

  • 6 <t> // 16th August 2012, 19:26 // Читатель зашел в гости написал:

    Понятно, что если вы понадобитесь ФСБ, то вас найдут с сотовым телефоном и без, хоть дома хоть в Kуяльнике. Речь не об этом, a o тотальной слежке за всеми а-ля Big Brother, и НЕпониманию ее методов и последствий.
    “анонимность” затеи московской мэрии далеко не анонимна, поэтому доступность к данным слежения вряд ли будет сильно ограничиваться, а это плохо.

  • 7 <t> // 16th August 2012, 22:35 // Читатель jno написал:

    Ограничиваться будет сильно (попробуйте получить данные с уличных камер!), но не всем…

  • 8 <t> // 17th August 2012, 15:32 // Читатель Jeff Zanooda написал:

    Z.T., обезличить агрегацией не получится. Количество возможных комбинаций двух адресов растет пропорционально квадрату адресов, то есть очень быстро. Плюс к этому длинные хвосты распределений. Если от места A до места Б ездит 1 человек, откуда взять еще 9 в эту группу?

  • 9 <t> // 17th August 2012, 16:35 // Читатель зашел в гости написал:

    обезличить можно, обьединяя маршруты в “потоки”. Из точки а начинается маршрут Х: г-н идет пешком на автобус. Через пол километра он садится в автобус. Перестаем следить за Х, и начинаем – за набитым автобусом А, корректируя кол-во пассажиров n=n+1. когда г-н Х выйдет из автобуса, мы уже не будем знать, что вышел именно он, просто будет новый маршрут А1, и на одного снизится количество пассажиров. Иными словами, начала и концы маршрутов не будут связаны.
    Для городского планирования вполне достаточно: не обязательно знать КУДА едут люди по Ленинградке, главное, что там m автомобилей в час и километровая пробка.

  • 10 <t> // 17th August 2012, 19:42 // Читатель Jeff Zanooda написал:

    Сотовые операторы ничего не знают про потоки и автобусы, эту часть анализа должны делать мэрские люди. И оптимизировать надо не скорость потоков, а время в пути, которое для этого надо знать.

    Чтобы увеличить скорость движения по Ленинградке, можно закрыть на нее две трети въездов и выездов, только среднее время в пути при этом увеличится.

  • 11 <t> // 17th August 2012, 22:27 // Читатель зашел в гости написал:

    про автобусы – не знают, про потоки – знают.
    маршруты сами по себе, без привязки к времени вообще бесполезны. проблемы с движением не потому, что все едут, а от того что едут одновременно. И мэрии совсем необязательно знать, что господин Х добирается от дома номер пять в Кривоколенном переулке до проходной ТМЗ, зато неплохо бы подсчитать, сколько людей добираются из Кузьминок в Тушино и назад каждый день. поэтому сотовые операторы, во имя анонимности, могут давать мэрии данные по потокам, Т.е. в такой-то час, столько то сотовых телефонов подключились к такой-то станции. Тут-то их и можно группировать в “потоки”. А мэрия пусть сама разбирается, как этот “поток” течет: на автобусах, в личных автомобилях, и т.д.

  • 12 <t> // 17th August 2012, 22:48 // Александр Венедюхин:

    Насколько я понимаю, там всё ж речь идёт о точных маршрутах господ иксов. Потоки хотят считать не на стороне операторов (да те бы и не стали), что, кроме прочего, хорошо стыкуется с желанием потоки регулировать, управляя сетью.

  • 13 <t> // 17th August 2012, 23:03 // Читатель зашел в гости написал:

    нет, что хочет мэрия – всем понятно. мне, кстати, кажется, что тут не без КГБ обходится. но это мое личное мнение.
    спор идет о том, можно ли сделать так, что и волки были сыты, и овцы были целы.

  • 14 <t> // 17th August 2012, 23:04 // Читатель зашел в гости написал:

    что хочет мэрия – всем понятно. мне, кстати, кажется, что тут не без КГБ обходится. но это мое личное мнение.
    спор идет о том, можно ли сделать так, что и волки были сыты, и овцы были целы.

  • 15 <t> // 17th August 2012, 23:05 // Читатель зашел в гости написал:

    О, это что-то новое: ошибка “Duplicate comment detected”

  • 16 <t> // 17th August 2012, 23:05 // Читатель зашел в гости написал:

    А вот и сам duplicate comment! и все на одном ключевом слове – S98U8

  • 17 <t> // 17th August 2012, 23:38 // Читатель jno написал:

    Для мэрии, надо сказать, ситуация шоколадная – с ОПСОСов можно получить всё, что душа захочет, хоть исходные CDRы. А отвечать за возможные утечки будет ОПСОС – больше некому!
    Так что, либо монетизируют доступ к данным, либо тихо забудут проект по мере освоения бюджета.
    Терциум в наших палестинах практически нон датур.