Falcon 9: многоразовая первая ступень
Ракета-носитель SpaceX Falcon 9, которую уже успешно применяют для отправки грузовых кораблей к МКС, оборудована посадочными опорами. Эти опоры установлены на первой ступени и предназначены для осуществления её мягкой посадки в будущем. То есть, после запуска, первая ступень возвращается, так что может быть использована снова. Это заметно снижает стоимость выведения груза на орбиту.
В рамках прошлого пуска (18.04.14) как раз тестировали систему спуска первой ступени. Она успешно спустилась в океан, как и было запланировано: действительно, испытания с посадкой на сушу – слишком большой риск. План в том, чтобы первая ступень успешно возвращалась на посадочную площадку, специально выделенную, возможно, где-то неподалёку от стартовой.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2014/04/19/6768/
Комментарии читателей блога: 11
1 <t> // 19th April 2014, 14:33 // Читатель Egor написал:
А как далеко по горизонтали ракета успевает уйти до отделения первой ступени? Не накладно по топливу выйдет садиться возле старта? И запускают с какого побережья, западного, или восточного?
2 <t> // 19th April 2014, 18:31 // Читатель Jeff Zanooda написал:
Эти опоры весят изрядно. Для мягкой посадки надо иметь запас топлива. Чтобы весь этот дополнительный вес разогнать, надо больше топлива. Которое тоже надо разогнать. Думаю, что если это всё посчитать, то особого выигрыша не останется.
3 <t> // 19th April 2014, 19:29 // Читатель зашел в гости написал:
> Эти опоры весят изрядно.
2 тонны.
4 <t> // 19th April 2014, 20:26 // Читатель Jeff Zanooda написал:
И ещё 4 тонны топлива, итого треть веса первой ступени.
5 <t> // 19th April 2014, 22:24 // Александр Венедюхин:
Вроде, двигатели хотят сохранить, я так понимаю.
6 <t> // 20th April 2014, 01:17 // Читатель зашел в гости написал:
> И ещё 4 тонны топлива, итого треть веса первой ступени.
OK, вес 1-й ступени подрастет. Она будет весить не 18т. а, допустим, 22. Взлетная масса всей конструкции увеличится, при той же полезной нагрузке. Зато за несколько тонн керосина SpaceX получает назад 1-ю ступень, с 9-ю двигателями, баками и пр. Керосин – тысячи долларов, двигатели – миллионы. По-моему, как ни крути, возвращать железо выгодно.
7 <t> // 20th April 2014, 02:12 // Читатель Jeff Zanooda написал:
Надо сравнивать цену первой ступени не с ценой четырёх тонн керосина, а с ценой выведенного на орбиту килорамма полезной нагрузки, помноженной на разницу в количестве этих килограммов между ракетой с ногами и без. Вес первой ступени с ногами выше, двигатели – те же.
Даже такое сравнение не даёт полной картины. Надо ещё прикинуть, сколько будет затрат на подготовку вернувшейся первой ступени к следующему полёту. У Шаттлов двигатели вырезались автогеном, разбирались по винтикам, потом собирались и вваривались обратно. Почти с таким же успехом можно было бы новые двигатели собирать.
8 <t> // 20th April 2014, 17:14 // Читатель arcman написал:
не корректно сравнивать со стоимостью выведения килограмма полезной нагрузки в случае мер эту стоимость уменьшающих.
9 <t> // 20th April 2014, 17:27 // Читатель arcman написал:
у шатлов двигатель на фланцах – никакого автогена и сварки!
10 <t> // 20th April 2014, 18:46 // Читатель sarin написал:
имхо Байтерек выглядит технологичнее.
11 <t> // 21st April 2014, 12:09 // Читатель Z.T. написал:
SpaceX обявили цену многоразовой Falcon 9 v1.1 – $7M. Цена конечно вырастет но они не дураки – если сказали 30% потеря полезной нагрузки для возврата ступени, значит так. И этот резерв уже вложен в ттх – то что они продают это то что может поднять многоразoвая ракета.
http://www.parabolicarc.com/2014/01/14/shotwell/