Законсервированный подземный робот

Предположим, подземный робот самостоятельно проник в нужный район и должен там остаться на длительное время. Естественно, под землёй. Естественно, скрытно, чтобы не обнаружили и не извлекли на поверхность. После наступления условленного часа или получения специального сигнала – робот активируется и, скажем, наконец-то выполняет свою главную задачу. Сколько лет такой робот может спать?

Как и во многих других случаях, основная проблема здесь – источники питания. Очевидно, эти источники должны быть ядерными, вне зависимости от размера робота: другие схемы, пригодные для многолетнего использования, предложить сильно сложнее. В зависимости от типа топлива, ядерные источники энергии могут сохранять работоспособность в течение многих и многих лет. Наличие радиоактивных веществ на борту робота может его демаскировать, но так как он подземный, то есть неплохие шансы, что толща пород послужит надёжным экраном. То есть, питание, потенциально, может сохраняться лет десять, а если взять топлива побольше, то и двадцать.

Всё это время ожидания робот не может быть полностью отключён. Какие-то сигнальные системы должны действовать, так как нужно считать время и слушать окружающую подземную действительность на предмет получения команды на пробуждение. Для ядерного топлива, которое так или иначе распадается, объёмы потребления в режиме ожидания не так важны. Наоборот, без нагрузки система питания может выйти из строя. В игру здесь вступает время жизни электронных схем, однако они легко могут проработать и двадцать, и тридцать лет, особенно, если имеется резервирование. Это доказано практикой использования космических аппаратов. Бортовые часы, конечно, могут накопить небольшую ошибку, но не более того. Впрочем, если робот конструировался много лет назад, то, возможно, его электронные схемы содержат какие-нибудь лампы или другие быстро “выгорающие” элементы. Тогда для продления срока жизни потребуется разместить на борту запасные элементы, что, в общем-то, не составляет особого труда, если вы уже взялись конструировать атомного подземного робота.

Куда больше проблем доставят механические части. Ведь, по условиям задачи, робот должен самостоятельно проникнуть в район ожидания. Соответственно, ему нужно будет не менее самостоятельно законсервировать свои движители и двигатели. Это не так просто сделать для устройств, расположенных снаружи основного корпуса. Детали могут оказаться в воде, либо, того хуже, в контакте с какой-нибудь агрессивной породой, способной за всего-то пять-семь лет наглухо заблокировать сочленения и приводы. И тут выход только один: рассчитывая на десятилетия ожидания, проектировать робота так, чтобы выполнение главной задачи не требовало начала движения.

Но таких задач, к сожалению, не так много.

()

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 4

  • 1. 8th December 2014, 23:16 // Читатель nataraj написал:

    На самом деле все просто: двигателей должно быть два: один для закопаться, другой для выкопаться… При этом выкапываться имеет право меньший робот, просидевший все это время в защищенной капсуле…

  • 2. 9th December 2014, 05:02 // Читатель зашел в гости написал:

    а какова энергетическая стоимость подземных путешествий? сравнение с космосом немного неверно, как мне кажется. Мощность реактора “Кассини” – что-то около киловатта. Да и не реактор там, по сути, а просто коробка с Плутонием. Много земли не нароешь. Куда будет докапываться робот, и откуда? По пути ему 100% прийдется столкнуться с препятствиями, которые просто невозможно прогрызть, будь то твердые породы, или рукотворные обьекты, вроде кабелей и канализации. Т.е. прийдется пилить в обход. энергия нужна нешуточная. чем больше мощность, тем больше реактор. Чем больше робот, тем глубже ему надо прятаться. Чем больше глубина, тем плотнее порода, т.е., нужно больше энергии на копание, и тем мощнее нужен реактор… я даже не могу представить себе сценарий для такого робота…

  • 3. 9th December 2014, 16:55 // Читатель RedElf написал:

    А зачем долгая батарея? Можно подключиться к подземному кабелю например (точнее снимать с него наводки) Заодно и прослушивать.

  • 4. 10th December 2014, 05:23 // Читатель Anton написал:

    Ядерный двигатель может отвечать за потребление в “режиме сна” и за старт основного, который может быть и другим.