Секстант в Военно-морской академии США

СМИ пишут, что Военно-морская академия США “возвращается к преподаванию астрономической навигации“. Но, похоже, речь всё же идёт о курсах практического обращения с секстантом. Вряд ли астрономическую навигацию не преподавали (как там пишут в статье, якобы, с конца 90-х годов): потому что не понятно, как вообще можно строить курс по навигации, обойдя астрономию. Собственно, для изучения GPS тоже требуется знание астрономических основ (а для подробного изучения – ещё и специальная теория относительности потребуется, да). Тем не менее, сама подача “возвращения секстанта” – занятна. Обоснованием служит наличие киберугроз. Последние стали настолько универсальным “пугателем”, что сейчас разве что выпуск нового сорта мыла не связывают с киберугрозами (видимо, недолго ждать).

Естественно, GPS не является абсолютно надёжным инструментом. Систему можно сломать, особенно если речь идёт о конкретном корабле. Поэтому полагаться только на GPS неверно. Однако кроме секстанта и справочников – есть и другие навигационные инструменты. Более того, чисто астрономические методы также давно автоматизированы: по Солнцу, Луне и звёздам может ориентироваться автомат, снабжённый оптикой и вычислителем.

Секстант, несомненно, полезен, но очень неэффективен. Особенно в случае с современным кораблём, где системы управления всё равно электронные. Полагать, что возможна ситуация, когда определённое вручную местоположение может сыграть какую-то роль на современном корабле, где, видимо, уже отказали все электронные системы, но неуправляемый корпус ещё продолжает куда-то плыть, и вот нужно уже дать ответ на удивлённый возглас капитана “а где же мы?” – ну, это что-то из области литературных рассказов. Хотя, конечно, придумать подобные кинематографические сценарии несложно. Сложно сделать их реалистичными.

Всё это никак не отменяет необходимости изучения секстанта на курсах штурманов. И не отменяет существования других приёмов навигации, кроме как основанных на использовании GPS или секстанта с линейками, циркулями, транспортирами и таблицами.

()

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 6

  • 1. 16th October 2015, 16:34 // Читатель Brakhma написал:

    Электроника корабля может быть уничтожена высотным ядерным взрывом.

  • 2. 16th October 2015, 19:56 // Александр Венедюхин ответил:

    > Электроника корабля может быть уничтожена высотным ядерным взрывом.

    В нынешней ситуации – только вместе с самим кораблём. Но даже если и уничтожена, то как поможет секстант? Современный корабль (достаточно крупный, конечно) без электроники – бесполезен совершенно, он потеряет ход и всякое управление.

  • 3. 16th October 2015, 20:30 // Читатель Alex Laskin написал:

    Как метко отметил жж-пользователь alll, «после поражения современного корабля ЭМИ ходить на нём можно только под себя.»

  • 4. 17th October 2015, 04:36 // Читатель зашел в гости написал:

    ну, во-первых, киберугрозы – НЕ главная причина возвращения к секстанту. Вот статья из первоисточника, там это совершенно недвусмыслено написано:
    http://www.navy.mil/submit/display.asp?story_id=91555
    во-вторых, речь идет о боевых кораблях. т.е., повреждения от огня противника – это реалии жизни, вопрос лишь в том, насколько ущерб будет серьезен. Спектр совершенно, конкретных, не “киношных” угроз – от пуль пиратов, до мин, торпед, снарядов и ПКР с больших кораблей серьезных флотов. Порванная проводка, пожары, затопление – список проблем длинный. Ситуаций, когда корабль наполовину выгорел, частично обесточен, но на ходу, может быть очень много. причем, даже в мирное время. это не говоря о средствах РЭБ, которые могут сделать навигацию по GPS проблематичной.
    в- третьих, вот так, полностью вырубить ВСЮ электронику корабля – далеко не так просто. Проблемами EMP hardening, ВМС занимаются уже лет 60. Далеко не факт, что газотурбинная установка, спрятанная ниже ватерлинии, в глубине корпуса корабля, и хорошо экранированная, будет уничтожена. ГЭУ изначально создается намного более живучей, чем все остальное, ибо потеря движения равнозначна потере корабля.
    в-четвертых, вы себе плохо представляете, насколько все системы боевого корабля дублируются, причем многократно, и в том числе простой тупой механикой. это к тому, что обесточивание – совсем необязательно есть потеря управления.
    и, наконец, даже на бесполезном в военном отношении корабле все еще находятся две-три сотни моряков, которых нужно как-то доставить домой живыми.
    так что, не надо вот так отметать старые, надежные методы навигации, и не надо недооценивать живучесть боевых кораблей. элекроника электроникой, а пушку можно заряжать и наводить вручную.

  • 5. 17th October 2015, 10:08 // Александр Венедюхин ответил:

    > ну, во-первых, киберугрозы – НЕ главная причина возвращения к секстанту.

    И то дело.

    > так что, не надо вот так отметать старые, надежные методы навигации,

    Совершенно согласен. Я, собственно, и не понимаю, как же они умудрились изъять из программы обучения самые основы. Но вот что касается практической полезности от секстанта, как резервной системы: я бы, на правах, так сказать, технократа, предложил всё ж конструировать и устанавливать на корабли резервные и автономные электронные навигационные системы, а не уповать на то, что “секстант нам поможет”.

    > пушку можно заряжать и наводить вручную.

    Если только имеется подходящая пушка.

  • 6. 17th October 2015, 16:38 // Читатель зашел в гости написал:

    > Я, собственно, и не понимаю, как же они умудрились изъять из программы обучения самые основы.

    Я думаю, это совокупность быстро меняющихся (и совершенствующихся!) технологий, плюс синдром мирного времени. Флот создан для войны. Когда он не топит корабли и не высаживает десанты, то начинается брожение. Пересматриваются приоритеты, внедряются не проверенные жизнью технические новшества и теории, и т.д. Все флоты мира проходят через это.

    > Если только имеется подходящая пушка.

    Почти всегда имеется. Например, американские 5-ти дюймовки Mark 45 могут заряжаться и наводитья вручную. Установлены на 80+ кораблях.