Автомобили-роботы и помехопостановщики
Я уже как-то писал на эту тему: сенсорам автомобилей-роботов можно ставить активные помехи. Собственно, до этой задачи потихоньку добрались публично – Wired рассказывает о том, как исследователи ставят помеху радару автомобиля Tesla, а также и ультразвуковым датчикам препятствий этого же автомобиля. (Не ясно, почему выбрали Tesla – возможно, из-за максимальной медийной узнаваемости.)
Эта тема имеет историю в несколько десятков лет. Правда, она касается не автомобилей, а военных радиолокационных комплексов самого различного назначения. Помехи ставили и ставят бортовым РЛС истребителей и радарам наземных комплексов ПВО. В тексте Wired, впрочем, ничего про военные системы не сказано, но это не отменяет истории разработок. Постановка помех – довольно хитрая область, где наряду с передовыми методами обработки сигналов и сложной микроэлектроникой применяется такая математическая дисциплина, как теория игр. В случае с военной техникой от искусственных помех специально пытаются отстраиваться (про естественные – и так понятно). Например, радары могут использовать сигналы сложной структуры (и во временной, и в частотной области), которые сложно обнаружить (LPI) и, соответственно, сложно поставить активную помеху, вводящую систему в заблуждение. Для автомобильной техники этот вариант, скорее всего, просто не рассматривается: максимум, система управления учитывает естественные помехи и пытается обнаружить ситуацию потери точности измерения, чтобы сигнализировать об “отключении автопилота” (именно так действует Tesla из статьи). Проблема в том, что активный помехопостановщик может создать картинку, неотличимую от настоящей, с точки зрения системы управления. И это большая проблема, потому что автомобиль с таким помехопостановщиком может находиться в потоке транспорта, хоть это и похоже на сюжет из киберпанковского кинофильма.
Роботам может помочь использование пассивных систем, например, видеокамер. Развитому машинному зрению помеху ставить сложнее. Однако на практике, без дополнительного инструмента измерения расстояния, которым является тот или иной сонар (радар, лидар), роботу сейчас довольно трудно – моделирование сцен только по данным камер представляет собой сложную вычислительную задачу. Впрочем, такие системы есть.
Несомненно, активные помехи автомобилям-роботам – это одна из перспективных тем, так что в ближайшее время мы тут увидим ещё много интересного, потому что вряд ли разработчики беспилотных автомобилей заблаговременно озаботятся защитой от такого рода атак. Просто потому, что такая озабоченность была бы ненормальной: хорошего инженера-робототехника заботят совсем другие задачи.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2016/08/08/8056/
Похожие записки:
- STARTTLS и SMTP
- Трактовки и сложности NP в прессе
- Самые "старые" чёрные дыры в новостях
- Бывшая "Яндекс.Почта"
- Исчезновение "фрагментации Интернета" с разных точек зрения
- Реплика: о пользе меток на результатах работы ИИ
- DNSSEC и особенности развития технологий
- Маячки для Google Maps
- Неверные обобщения "принципа Керкгоффса"
- YandexGPT и степени тройки
- Простой пример "про измерения"