Радиовысотомер, помехи навигации “по рельефу”

Предположим, что некий летательный аппарат, пусть это будет крылатая ракета, использует навигацию по карте высот, а высоты в полёте измеряет при помощи радара (который, для упрощения картины, можно считать радиовысотомером). Логика известна: в памяти системы управления находится опорная карта, содержащая контуры (по высоте) местности, над которой проложен маршрут; в некоторые моменты времени система управления измеряет окружающую действительность при помощи радара, зондирующие импульсы которого позволяют построить карту высот, определяет положение, сверяя данные с картой в памяти, и вычисляет коррекцию для инерциальной навигационной подсистемы (это важный момент: инерциальную навигацию, как основной и автономный источник данных о местоположении, пока что не отменяли).

Как поставить помеху данной системе? В теории, можно задавить принимающий тракт радара мощной широкополосной помехой. Эффективность источника такой помехи будет сильно зависеть от его расположения – диаграмма направленности антенны, находящейся на ракете, кардинально ослабляет сигнал, принимаемый с направлений, которые не совпадают с текущим азимутом обзора радара. Так что оптимальный вариант размещения источника помехи – на земле, близко к точке, в которой находится ракета. Что, само по себе, уже весьма затруднительно, да и не имеет особого смысла: проще ракету сбить, раз она всё равно рядом. При этом, подавляющая помеха лишает систему наведения канала, используемого для коррекции, соответственно, если измерить контур “подстилающей поверхности” не удалось, то ракета продолжает полёт по маршруту дальше, с возросшей погрешностью. Если в какой-то момент помеха перестанет глушить радар (например, помехопостановщик отстал), то накопившуюся погрешность система тут же исправит. Современные инерциальные системы очень точны, так что не стоит рассчитывать, что отклонение будет очень большим. Памяти на борту достаточно, поэтому предполагать, что, как в 70-х годах прошлого века, ракета достаточно быстро вылетит за пределы опорной карты – тоже не приходится. Поэтому, даже если оставить за рамками обсуждения оптические системы, простая подавляющая помеха не обладает нужной эффективностью по совокупности параметров.

Более хитрая, активная помеха могла бы влиять на бортовой радар, приводя к искажению измеряемых параметров: то есть, ракета увидела бы другой контур, другой рельеф. Тогда ракету можно плавно увести в произвольную точку на карте. Логика схемы аналогична спуфингу GPS: там подменяются сигналы спутников, что приводит к сдвигу вычисленных координат; здесь – сигнал от рельефа. В теории, действительно, возможно сформировать на приёмной антенне радара такую картину, которая соответствует изменённому, “подставному” рельефу. На практике – потребуется знать очень много дополнительных параметров. Среди этих параметров: точное положение ракеты в момент времени, для которого вычисляется помеха; характеристики сигнала радара, его состояние в момент, когда сигнал помехи достигнет антенны. Заметьте, что так как на борту ракеты присутствует очень точная инерциальная система навигации, то знать положение ракеты тоже необходимо не в какой-то произвольный момент времени, предшествовавший генерации помехи, а именно в тот момент, когда помеха достигнет радара. То есть, в системе координат помехопостановщика, в будущем, пусть и удалённом от настоящего всего лишь на миллисекунды. Кроме того, как ни странно, потребуется информация о параметрах карты в памяти ракеты – в противном случае, как и для подавляющей пассивной помехи, бортовая система управления получает возможность определить, что радар вышел из строя, так как он возвращает заведомо ошибочные данные, которые не совпадают ни с каким фрагментом опорной карты. И если все эти сведения о положении ракеты и её внутреннем устройстве имеются, то нет смысла в помехопостановщике: имея точные данные о местоположении ракеты – её проще сбить противоракетой; ну или, например, остановить заградительной сетью, доставленной беспилотником, раз, очевидно, имеется подавляющее техническое превосходство над стороной, которая ракету запустила.

Естественно, системы наведения сейчас устроены сложнее, используют не только данные о рельефе, измеряют их не только радиовысотомером (кроме очевидной и ненадёжной GPS, есть пассивная оптика, магнитное поле). Всё это значительно усложняет задачу постановки активной уводящей помехи.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2017/04/13/8328/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Комментарии читателей блога: 4

  • 1. 13th April 2017, 16:17 // Читатель sarin написал:

    в литературе описано предложение, как японял, прверенное экспериментально, использовать против противокорабельных крылатых ракет 30-мм снаряды с ЭМИ-зарядами, вместо обычных осколочных. подрыв такого снаряда на расстоянии нескольких метров от ракеты приводит к кратковременной перегрузке всех радиоканалов, что вводит компьютер в неопределённое состояние. на разрешение состояния у компьютера уходит несколько миллисекунд, что при полёте ракеты на сверхмалой высоте с большой вероятностью приводит к тому, что ракета разбивается о воду.

  • 2. 15th April 2017, 17:26 // Читатель stepanfx написал:

    Уважаемый ТС ответьте пожалуйста на последний комментарий этой статьи https://dxdt.ru/2012/08/06/5063/#more-5063 а то мне такую же ошибку выдает не знаю как быть. Продублирую ошибку тут, заранее благодарю.

    Using configuration from openssl.vpn.cnf
    Error opening CA private key /etc/pki/CA/private/cakey.pem
    140602507827040:error:02001002:system library:fopen:No such file or directory:bss_file.c:398:fopen(‘/etc /pki/CA/private/cakey.pem’,’r’)
    140602507827040:error:20074002:BIO routines:FILE_CTRL:system lib:bss_file.c:400:
    unable to load CA private key

  • 3. 16th April 2017, 11:25 // Александр Венедюхин:

    > fopen:No such file or directory:bss_file.c:398:fopen(‘/etc /pki/CA/private/cakey.pem’,’r’)

    Похоже на то, что по указанному в конфигурационном файле пути отсутствует файл ключа (и там странный пробел после etc). Проверьте, что пути верные, а файл действительно находится там:

    ls -l /etc/pki/CA/private/cakey.pem

  • 4. 16th April 2017, 11:30 // Александр Венедюхин:

    И, кстати, в инструкции по ссылке у меня совсем другие пути предложены. Ключ должен быть вот здесь: /etc/VPNCA/CA/private/vpnca.key

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "G51R1" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.