TLS для DevOps
Это очень краткое описание TLS, так сказать, минимум, необходимый для базового понимания того, как эту технологию использовать. Статья, впрочем, содержит и вполне конкретные замечания, поясняющие наиболее распространённые ошибки настройки TLS на серверах.
TLS (Transport Layer Security) предназначен для создания защищённых каналов обмена информацией. Спецификации определяют несколько версий TLS: 1.0, 1.1, 1.2, 1.3. Версия 1.3 является самой современной, допускается использование версии 1.2, а более старые версии – не рекомендованы.
1.
Один из распространённых сценариев использования TLS – обращение к веб-серверу браузером, то есть “доступ по HTTPS”. TLS применяется для защиты большого количества различных сервисов и протоколов. Примеры, помимо HTTPS: подключения VPN, защищённый доступ к DNS, каналы для управления прикладным ПО, системы обмена сообщениями (мессенджеры) и т.д. TLS в HTTPS и, например, в VPN – это один и тот же протокол. Так, при использовании в HTTPS, роль TLS состоит в создании защищённого канала, через который передаются HTTP-запросы (это такие же запросы, какие передавались бы в открытом виде). Аналогично для VPN – TLS служит защищённым транспортом для сетевых соединений.
Есть немало практических ситуаций, когда реализация TLS логически полностью отделяется от реализации того или иного сервиса, что позволяет защитить трафик “прозрачно”, то есть, без внесения изменений в реализацию самого сервиса. Пример – использование пакета stunnel для защиты DNS-трафика: stunnel настраивается в качестве TLS-сервера, который принимает трафик на выделенном номере порта (853) по TLS, “раскрывает” этот трафик и проксирует, в открытом виде, в сторону обычного DNS-сервера, который может работать на той же машине, но на другом номере порта. Таким способом можно добавить поддержку TLS для DNS-сервера, который сам по себе TLS не поддерживает. Этот подход в более общем случае называют “TLS-терминирование” (см. ниже).
2.
TLS использует парадигму “клиент-сервер” и работает поверх TCP. Клиентом в TLS является сторона, инициирующая защищённое соединение. В штатном случае, клиент в TLS совпадает с клиентом в соответствующем TСP-соединении.
TLS позволяет аутентифицировать узлы при помощи TLS-сертификатов. Возможно придумать другие, экзотические способы аутентификации для TLS, однако только TLS-сертификаты предоставляют универсальный, описанный в спецификации, способ, поэтому используются практически повсеместно. TLS-сертификат – это публичный электронный документ (можно считать, что файл специального формата, который описан в стандарте X.509), позволяющий при помощи электронной подписи привязать открытый криптографический ключ к сетевому имени (или, реже, к сетевому адресу). Сертификаты, идентичные по формату применяемым в TLS, используются во многих других случаях, к TLS отношения не имеющих: например, для публикации ключей в электронном документообороте. TLS-сертификаты являются “X.509-сертификатами”, то есть, их можно так называть. TLS-сертификат не содержит никакой секретной информации (по определению), поэтому не требует защиты при хранении или публикации.
Сертификаты в TLS бывают серверные (их называют “оконечными”), промежуточные и корневые. Фундаментальное отличие серверного сертификата от промежуточного и корневого в том, что серверный сертификат не может быть использован для выпуска других доверенных сертификатов, то есть, он является конечным сертификатом в “цепочке доверия” (откуда и название “оконечный”). Сертификаты, которые подразумевают возможность подписывать другие сертификаты, называются сертификатами удостоверяющих центров (УЦ). Как ни странно, но в технической части TLS роль УЦ на этом заканчивается: УЦ – это просто флаг в сертификате (флаг называется CA).
3.
Аутентификация по TLS-сертфикатам основана на следующем простом алгоритме: сторона, “подлинность” которой проверяется, по запросу подтверждает, что ей известен секретный ключ, соответствующий открытому ключу из доверенного сертификата. Это означает, что если сертификат для аутентификации предъявляет сервер, то сервер должен знать секретный ключ от этого сертификата. Обычно, доступ к секретному ключу тем или иным образом настраивается в конфигурации сервера. В наиболее распространённом сейчас случае, – например, для HTTPS, – секретный ключ просто размещается в файле на сервере, путь к файлу ключа указывается в конфигурации.
Электронная подпись, применяемая в отношении TLS-сертификатов, основана на той или иной асимметричной криптосистеме. В подавляющем большинстве случаев это ECDSA (современный вариант) или RSA (стремительно устаревающий вариант). Используется пара связанных между собой ключей: открытый и секретный. Секретный ключ позволяет вычислить соответствующее сообщению значение электронной подписи (это одно или несколько чисел), которое можно проверить с использованием открытого (публичного) ключа. В случае серверного сертификата и TLS – секретный ключ от сертификата используется для подписывания специального сообщения, определяемого клиентом. Проверка подписи, вычисленной сервером для заранее не известного ему сообщения, позволяет клиенту убедиться, что сервер знает “правильный” секретный ключ. Кроме того, в устаревших схемах TLS секретный ключ RSA (важно: именно RSA) используется сервером для расшифрования переданного клиентом сессионного секрета. Сейчас использование такой схемы не рекомендуется, а в самой современной версии, в TLS 1.3 – прямо запрещено.
4.
Доверие сертификатам – эквивалентно доверию представленным в них открытым ключам. Методы управления таким доверием находятся за рамками TLS, но, тем не менее, составляют существенную часть практики TLS.
Обычно, доверие сертификатам строится по цепочке, от корневого, через промежуточные, до серверного (оконечного) сертификата. Цепочка выстраивается через подписи: ключ из корневого сертификата позволяет проверить подпись на промежуточном, а ключ из промежуточного – на серверном. Ранжируются и “сцепляются” сертификаты по именам: в каждом сертификате есть поля Issuer (“Издатель” – тот, кто удостоверил сертификат) и Subject (“Субъект” – тот, кому сертификат выдан); поле Issuer сертификата более низкого уровня должно соответствовать полю Subject сертификата более высокого уровня. Корневой сертификат всегда самоподписанный, то есть, у него значение поля Issuer равно значению поля Subject. Таким образом, корневой сертификат – всего лишь способ публикации доверенного корневого ключа. На практике, в Интернете, серверный сертификат в поле Subject содержит некоторое сетевое имя (реже – IP-адрес) сервера. При этом, если речь идёт о вебе, – а именно, о браузере и HTTPS, – то серверный сертификат обязательно должен содержать имя (возможно, IP-адрес) сервера и в специальном дополнительном поле SAN (Subject Alternative Name), иначе современные браузеры будут считать такой сертификат невалидным (то есть, соединение с сервером будет отмечено как “недоверенное”). На начальном этапе установления TLS-соединения сервер передаёт один или несколько сертификатов клиенту. Так, в современной практике HTTPS, корректно настроенный сервер практически всегда передаёт, как минимум, один серверный и один промежуточный TLS-сертификат.
Отсутствие промежуточного сертификата на стороне сервера является очень распространённой ошибкой настройки. При этом, так как браузеры кешируют промежуточные сертификаты, а в некоторых браузерах распространённые промежуточные сертификаты входят в типовой дистрибутив, такая ошибка может быть незаметна для конкретного экземпляра браузера, а в других – будет проявляться.
В TLS возможна аутентификация как сервера клиентом, так и клиента сервером, однако последний случай используется реже. Аутентификация клиента проводится по тем же принципам, что и аутентификация сервера: проверяется наличие секретного ключа, соответствие имён (для клиента – это может быть некоторое имя пользователя, логин), выстраивается цепочка к некоторому доверенному сертификату, известному серверу.
5.
TLS защищает передаваемые данные от прослушивания, это делается при помощи шифра. Формально, всё ещё возможно реализовать TLS-соединение, не зашифровывающее данные, но это скорее теоретическое упражнение.
Для защиты данных используется симметричный шифр, обычно, это AES или ChaCha20. Симметричный шифр здесь – это шифр, который использует секретный ключ, одинаковый для обеих сторон соединения. В TLS эти ключи называются ключами защиты трафика. TLS-соединение использует пару ключей на каждой стороне: один ключ для записи (передачи) данных, второй – для чтения (приёма); это, всего лишь, означает, что клиент зашифровывает данные, отправляемые в сторону сервера, с одним ключом, а расшифровывает полученные от сервера данные – с другим; на стороне сервера ключи меняются местами – тот, что у клиента для записи, у сервера – для чтения. Эта пара ключей не имеет ничего общего с парой секретный/открытый ключ из области асимметричных криптосистем: здесь просто два секретных симметричных ключа.
Помимо того, что передаваемая информация зашифрована, TLS также обеспечивает её целостность, то есть, позволяет обнаружить изменение защищённого пакета в процессе доставки, провести аутентификацию данных. Для этого служат коды аутентификации сообщений (MAC, а в русскоязычной терминологии – имитовставка). Такой код, вычисленный по особому алгоритму, прикрепляется к сообщению. Чтобы сгенерировать корректный код для заданного сообщения нужно знать секретный ключ. Принимающая сторона, которой секретный ключ известен, может проверить, что код соответствует сообщению, следовательно, сообщение вряд ли было изменено. Современный метод применения шифров в TLS объединяет процесс зашифрования и процесс защиты целостности данных в единый алгоритм, называемый “аутентифицированным шифрованием”. Распространённый пример такого алгоритма – AES-GCM.
6.
Сеансовые секретные ключи, используемые сторонами для защиты трафика, генерируются на начальном этапе установления TLS-соединения. Современный способ получения этих ключей в TLS построен на базе протокола Диффи-Хеллмана (DH). Это означает, например, что сеансовые ключи не зависят от секретного ключа, связанного с сертификатом сервера (однако этот ключ всё равно используется в процессе установления соединения, для аутентификации, как описано выше). Протокол Диффи-Хеллмана позволяет добиться так называемой “прогрессивной секретности”, то есть, состояния, когда временные, сеансовые ключи защиты трафика конкретной сессии нельзя получить из долговременных ключей, к которым, прежде всего, относится ключ аутентификации (соответствующий сертификату). Другими словами, если сеансовые ключи, корректным способом полученные по протоколу Диффи-Хеллмана, уничтожаются после завершения сеанса, то сторона, которой позже станет доступен долговременный секретный ключ, всё равно не сможет простым способом восстановить сеансовые ключи из записи трафика (см. впрочем, отдельную записку о ключах и DH). Это важнейшая особенность данного протокола в TLS, которая строго закреплена в версии 1.3.
7.
Всё это означает, что если вы возьмёте, например, tcpdump и взглянете на трафик, передаваемый через TLS-соединение, то увидеть полезную нагрузку так просто не получится – вместо неё вы обнаружите поток байтов, очень похожих на случайные. Поэтому, если у вас веб-сервер отвечает по HTTPS, то есть, через TLS, то нельзя простым способом проксировать или как-то обрабатывать HTTP до веб-сервера, так как даже увидеть HTTP-запросы в трафике можно либо только “внутри” веб-сервера (после того, как TLS “раскрыт”), либо их можно увидеть снаружи, но используя некоторые, достаточно сложные, специальные методы.
Специальные методы для (пассивного) чтения полезного содержимого TLS-трафика используют ключи защиты трафика. Для того, чтобы внешнее приложение могло просматривать TLS-трафик, в сторону этого приложения достаточно экспортировать сеансовый секрет, который служит основой для генерации ключей защиты трафика, либо сами эти ключи. Возможность такого экспорта определяется настройками TLS-сервера или TLS-клиента. Сеансовый секрет и наборы ключей у сервера и клиента общие (в одной сессии), поэтому извлечь нужное значение можно с любого из узлов. На стороне сервера, обычно, экспорт секретов/ключей настраивается в конфигурации серверного приложения, иногда включить такой экспорт можно через соответствующую переменную окружения (например – SSLKEYLOGFILE). Аналогично – на стороне клиента. Суть данного метода следующая: криптографическая библиотека, обеспечивающая работу TLS, будет выводить в файл с заданным именем некоторый идентификатор TLS-сессии и соответствующий сеансовый секрет; получив секрет, приложение для анализа трафика сможет вычислить сеансовые ключи и расшифровать трафик. Передавать секрет через файл, конечно, необязательно. Очевидно, такой метод создаёт некоторую задержку и лучше подходит для анализа записанного ранее трафика. Аналогичный метод может работать и в режиме онлайн, но это потребует гораздо более плотной интеграции программных пакетов. Экспорт сеансового секрета является сейчас самым универсальным и технологичным способом анализа TLS-трафика, но, обычно, работает для ранее записанных сессий – например, в таком режиме можно использовать Wireshark. Существует устаревший способ, основанный на передаче секретного ключа RSA. Этот способ, по описанным выше причинам, не подходит для сессий, в которых вычисление сеансового секрета происходит по протоколу Диффи-Хеллмана, а это большинство сессий с современными настройками. Специально выбирать ключевой обмен RSA при настройке TLS, чтобы получить простую возможность анализа трафика, крайне не рекомендуется.
8.
TLS-терминирование – это практика, которая подразумевает “раскрытие” TLS на некотором входном “рубеже” сервиса и последующую работу с трафиком в открытом виде. Один из сценариев описан в начале этой статьи (stunnel и DNS-сервер). Другим примером является применение веб-сервера nginx (как один из вариантов) в качестве обратного прокси, который внешние соединения осуществляет по протоколу HTTPS, а внутренние, то есть, в сторону бекэнда, уже в открытом виде, по HTTP. TLS-сертификаты, секретный ключ от серверного сертификата, параметры TLS – всё настраивается в nginx. При этом сам основной сервис (бекэнд) может работать на другом физическом узле. Такая архитектура, например, позволяет просматривать, анализировать и изменять HTTP-трафик на пути от обратного прокси к сервису. Более того, в данном случае возможна балансировка HTTP-запросов уже после проксирования, нужно только правильно учитывать, что, к моменту поступления HTTP-трафика на так поставленный балансировщик, этот трафик уже успел нагрузить проксирующий сервер, в том числе, в части TLS, а это может оказаться существенно.
Качественное внешнее обслуживание запросов, “завернутых” в TLS, так или иначе требует “разворачивания” трафика и передачи секретных ключей. Например, передача секретного ключа от серверного сертификата позволяет промежуточному узлу прозрачно анализировать защищённый трафик, так как узел успешно аутентифицируется клиентом. Существуют схемы, когда в сторону проксирующего (или фильтрующего) узла отдаётся не сам секретный ключ от сертификата, а только интерфейс для получения подписи от этого ключа. Первая массовая реализация такого подхода – это Keyless SSL у Cloudflare.
9.
Итак, современный TLS-сервер должен поддерживать версию протокола 1.3 и, в качестве дополнительной версии – 1.2, все предыдущие версии не рекомендуются, и могут присутствовать только в случае строгой необходимости доступа для каких-то устаревших клиентов. Для TLS-сертификата сервера лучше выбрать криптосистему ECDSA, но при этом нужно обратить внимание, что вся цепочка сертификатов поддерживает ECDSA, в противном случае – смысла в ECDSA сильно меньше. Криптосистема RSA, хоть и является устаревшей, но всё ещё может применяться, особенно, когда других вариантов нет, как с современной (2021) версией бесплатного УЦ Let’s Encrypt. TLS-сервер обязательно должен использовать протокол Диффи-Хеллмана для получения сеансового секрета (это актуально только для старых версий TLS). В настройках серверов данный протокол обозначается как DH, ECDH или ECDHE. Шифр для защиты трафика должен работать в режиме аутентифицированного шифрования, подходит, например, AES-GCM.
Если вас заинтересовали подробности, то в качестве отдельной публикации доступно детальное техническое описание TLS.
Некоторые другие записки по теме на dxdt.ru:
DNS-over-TLS на авторитативных серверах DNS
“Ключи на клиенте” и протокол Диффи-Хеллмана
Адрес записки: https://dxdt.ru/2021/11/28/9135/
Похожие записки:
- ИИ с перебором
- Удостоверяющий центр TLS ТЦИ
- Компиляторы и ассемблер
- Физико-химические структуры от AI Google
- Неравенство треугольника в Интернете и anycast
- Автомобили-роботы из "обязательной" сети такси
- Предсказание погоды от Google AI
- Уровни Интернета и спагеттизация
- Странные особенности Golang: комментарии и ассемблер
- Постквантовые криптосистемы на экспериментальном сервере TLS
- Описание TLS в поисковых машинах
1 комментарий от читателей
1. 6th September 2024, 10:19 // Читатель random написал:
У вас очень полезный сайт, спасибо!
Написать комментарий