Интерпретация DMARC в разрезе DKIM

Технологии DKIM и DMARC предназначены для управления политиками доставки электронной почты, но подходят к этой задаче с разных сторон. DKIM (DomainKeys Identified Mail) – позволяет сопроводить сообщение электронной почты некоторым доказательством, что отправляющий сервер имеет отношение к домену, который указан в качестве источника сообщения, что этот сервер знает некоторый секретный ключ. Для предоставления доказательств используется цифровая подпись и публикация в DNS соответствующих открытых ключей для проверки подписи. Нужно учитывать, что это “техническая” подпись: она может, косвенно, подтверждать подлинность сервера-источника сообщения, целостность каких-то технических элементов сообщения (в том числе, целостность полезного содержания), однако используется в контексте серверов, то есть, это не подтверждение для конкретного адреса отправителя или пользователя почтовой системы.

DKIM предложили в целях борьбы с нежелательной рассылкой сообщений, когда почтовый адрес отправителя подделывается (в e-mail не предусмотрено защиты от этого). Сейчас почтовый сервер без DKIM для отправляемых сообщений держать не принято – могут быть проблемы с доставкой, некоторые серверы на стороне получателя автоматически классифицируют входящие сообщения без DKIM как спам.

Логика работы DKIM такая: отправляющий сервер, используя секретный ключ, вычисляет подпись для некоторых технических элементов, составляющих сообщение электронной почты, встраивает значение подписи и вспомогательные сведения в состав сообщения (в так называемый “технический конверт”, который не виден для обычных пользователей), отправляет получившееся сообщение. Принимающий (или промежуточный) почтовый сервер, получив письмо, может использовать данные, переданные в DKIM-параметрах, для извлечения из DNS открытого ключа и, собственно, проверки подписи на сообщении. Если сообщение было отправлено сервером, который не имел доступа к нужному ключу, то этот сервер не может вычислить корректную подпись DKIM. В общем-то – всё. Именная принадлежность ключей и других параметров определяется на основании домена-источника. В самом простом случае – это домен почтового адреса, указанного в качестве отправителя письма. Тут, впрочем, есть технические тонкости, опять же, невидимые для типичного пользователя, но их сейчас можно пропустить: будем считать, что если в письме нужным способом указан адрес отправителя user@test.ru, то домен-источник – test.ru, для него и публикуются ключи в DNS (они публикуются в TXT-записях для специального имени-селектора).

Заметьте, что наличие или отсутствие DKIM не вводит каких-то технических обязательств на принимающей стороне: технически, DKIM – это дополнительные поля (заголовки) в не менее техническом конверте, сообщение всё равно приходит на принимающий сервер обычным способом, а этот принимающий сервер прекрасно может игнорировать заголовки DKIM. То есть, включение DKIM вовсе не влияет на базовые механизмы доставки почты, это протокол уровня политик, в его работе всё зависит от настроек, используемых сторонами.

Для того, чтобы администратор почтового домена мог типовым машиночитаемым способом опубликовать рекомендации по обработке поступающих сообщений другими серверами – придумана спецификация DMARC (Domain-based Message Authentication, Reporting, and Conformance). Опять же, это спецификация, описывающая способы публикации политик обработки почты, формат записи и принципы интерпретации. DMARC – это текстовая строка определённого формата, опубликованная в TXT-записи. DMARC предназначается для использования вместе с DKIM и SPF (Sender Policy Framework – здесь не рассматривается). Но, каким бы странным это ни показалось: публикация DMARC никак не зависит от DKIM, и наоборот. Внедрение DKIM на сервере-отправителе, отправка сообщений с DKIM – возможны без публикации DMARC, а публикация DMARC и эффективное использование – возможны без соответствующего по именам внедрения DKIM (пример – см. ниже). Естественно, DMARC и DKIM рекомендуется применять вместе: если вы настроили DKIM, то очень неплохо будет опубликовать и сведения политики в DMARC, поскольку эти сведения могут подсказать принимающему серверу, что ему делать с полученными из вашего домена письмами. Тем не менее, проверка DKIM не требует извлечения сведений DMARC. А DMARC может применяться без фактической поддержки DKIM.

Пример, хорошо иллюстрирующий ситуацию: администратор домена не планирует использовать этот домен в качестве почтового, поэтому требуется устроить так, чтобы принимающие серверы, поддерживающие DMARC (важная оговорка!), отбрасывали все сообщения с адресами из данного домена. В таком случае, администратор просто публикует строгую политику обработки DMARC (“reject”), но вовсе не размещает в DNS ключи DKIM и даже не настраивает почтовый сервер. То есть, администратор домена не предполагает отправки сообщений с адресами в этом домене, а такая конфигурация DMARC означает, что если какой-то другой сервер отправит такое сообщение, то оно может быть отброшено на принимающей стороне.

Ключевым моментом эффективности DMARC является не состав политики, а то, поддерживается ли DMARC принимающим сервером, а если поддерживается, то как именно. Сама по себе публикация сведений DMARC не обязывает принимающий сервер не только следовать опубликованным политикам, но даже и запрашивать их из DNS: для приёма и обработки сообщений это не требуется (как не требуется и возможность обработки DKIM). Конечно, грамотно настроенный сервер должен обрабатывать и DKIM, и DMARC, однако такая настройка вовсе не обязательно означает, что письмо без DKIM будет молчаливо отброшено, если принимающий сервер обнаружит политику reject в DMARC. Другими словами: DMARC носит более чем рекомендательный характер, поэтому целиком полагаться на указание политики обработки нельзя.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2023/05/30/10203/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "ZGUG1" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.