Геопривязка в персональных цифровых финансах

Chain and lock, credit: HamlНемного киберпанка. Одним из направлений, связанных с перспективными системами управления “цифровыми финансами”, является ограничение платежей по месту “мгновенного” географического нахождения пользователя, который пытается что-то оплатить. Речь не об обнаружении “поддельных” попыток оплаты с чужими реквизитами, а о допусках для легитимного пользователя. То есть, если авторизованный пользователь находится за пределами, предположим, своего города, то он не может распоряжаться средствами (или частью средств) в данной цифровой платёжной системе. Как такое может быть реализовано? Понятно, что для управления финансами пользователю выдали устройство, – смартфон с приложением, предположим, – которое имеет встроенный навигационный модуль и определяет своё географическое положение. Для совершения транзакции геопривязку нужно подтвердить. Это, в принципе, можно сделать с использованием той или иной спутниковой навигационной системы. Почему ограничения должны вводиться именно на стороне пользователя? Потому что товары и услуги он может заказывать у организаций в режиме онлайн, а серверы организации могут находиться где угодно (это допускается). Конечно, ограничивать можно по месту получения товара/услуги – это место, допустим, указывается при заказе (доставка и пр.). Однако, во-первых, не всем товарам и услугам можно сопоставить место получения, во-вторых – получателем может быть другое лицо (ограничение на получателя покупок пока что не вводим).

Вернёмся к варианту с глобальной спутниковой навигационной системой. Для подтверждения местоположения в навигационный сигнал может быть встроен некий код аутентификации, конфигурация которого определяет местоположение приёмника. Это выглядит слишком сложно, тем более, например, в случае GPS: сигналы можно подделывать; можно записывать в одном месте, а транслировать в другое (что, кстати, снижает эффективность геопривязки по простым локальным радиомаякам, про которые тут можно подумать). Но если удастся на соответствующем уровне полностью объединить сетевой транспорт передачи данных с системой определения местоположения, то найти решение уже проще: сама доверенная сеть, доставляющая входные данные о финансовой транзакции, будет сопровождать их необходимой аутентифицированной геопривязкой.

Не подумайте, что ничего такого нет и это всё фантастика: тот же Starlink, например, использует такие технологии – они просто необходимы для того, чтобы сеть работала эффективно. Фактически, при предоставлении связи, такая сеть из многих низкоорбитальных спутников знает точное местоположение всех своих терминалов. (Это, например, означает, что подобная спутниковая система, предоставляющая доступ “через смартфоны”, в реальном времени видит местоположение всех пользователей; ну, с точностью до смартфона, конечно.) То есть, получаем спутниковый канал и для осуществления финансовых транзакций, и для доверенного подтверждения местоположения источника транзакции. Сочетание “смартфон-приложение-сеть” – имеет важное значение, но, в принципе, такие системы уже даже готовятся (с учётом того, что это наверняка потребует корректировки протоколов мобильной радиосвязи и обновления оборудования, но это детали).

Предположим, что пользователь оставил устройство, выданное для оплаты, в области, где использование финансовых средств разрешено, а сам куда-то переместился и пытается управлять устройством дистанционно, через те же самые “интернеты”. Что тут можно поделать? Напрашивается самый простой вариант: биометрическое подтверждение – чтобы предъявить свои биометрические показатели, предположим, пользователь должен быть рядом с устройством. Да, транслировать “через расстояния” сведения о биометрии можно, как можно и записать нужные “образцы” заранее. Однако, при правильной аппаратной архитектуре пользовательского устройства и при хорошей схеме протоколов авторизации платежей, сделать это станет весьма непросто: задача, скорее всего, перестанет иметь автоматическое решение для рутинных операций.

Многое зависит и от того, насколько хорошо контролируются сети передачи данных: понятно, что финансовое приложение и элементы системы, которые пользователь пытается обмануть, вполне себе могут получать сведения об источнике “обманывающего” подключения. Заметьте, что тривиальное использование средств удалённого доступа подобные приложения пытаются детектировать уже сейчас. Всё гораздо строже и точнее в конфигурации, где функции контроля встроены даже не на уровне операционной системы (это само собой), но на уровне аппаратного модуля радиоканала: понятно, что устройство-то видит входящие подключения, а сеть передачи данных, в общем случае, обладает информацией о том, откуда такое подключение происходит (в данном случае достаточно обнаружить сам факт подключения, то есть, какие-нибудь “сети перемешивания” – не эффективны). И, конечно, не стоит списывать со счетов не менее аппаратные внешние устройства “съёма” биометрических показателей, типа продвинутых “фитнес-браслетов”. Так что подобную географическую привязку “цифровых финансов” реализовать можно, да ещё и с несколькими слоями защиты.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2023/06/21/10359/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "4U3SD" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.