Автомобили-роботы из “обязательной” сети такси

Hansom cabПредположим, подавляющее большинство жителей мегаполиса пересадили на автономные, самоуправляемые автомобили-роботы, действующие в режиме такси, а личный автотранспорт находится под запретом. При этом автомобили-роботы образуют единую систему, собирающую детальные данные о поездках и пользователях. Зато перемещение на таком такси – бесплатное (фактически: на практике, возможно, за некие “кредиты”, это уже детали). Действительно, очень популярное мнение гласит, что многие современные интернет-сервисы бесплатны для пользователя потому, что они “зарабатывают” на собираемых данных, так как используют эти данные в коммерческой деятельности (перепродают другим пользователям). Может ли сеть автомобилей-роботов “зарабатывать” подобным способом? Сеть собирает информацию о том, кто, куда и когда совершил поездку, как этот пользователь поездку планировал. Понятно, что данные нетрудно “обогатить” дополнительной информацией.

Самая главная особенность тут в том, что “пользу” от данных можно оценивать только вместе с охватом сети. Это же относится и к рассуждениями про только что упомянутые современные массовые интернет-сервисы, которые, якобы, бесплатны для обычных пользователей потому, что они “зарабатывают на данных об этих пользователях”. Если охват сети не велик, но при этом распространяется на массового пользователя (важная оговорка), то и толку от таких данных немного – данные подобного “редкого” пользователя будут либо слишком необычными, либо слишком “средними”, которые и так заранее понятны.

Однако подобные сервисы с очень большим охватом с некоторого момента приобретают необычную, регулирующую функцию. Которая, как раз, и важна.

Рассмотрим в качестве примера сервис, сообщающий в реальном времени данные о трафике на автомобильных дорогах: если этим сервисом, как источником данных, водители пользуются достаточно массово, то информация, которую сервис показывает водителям, начинает влиять на реальный транспортный трафик. То есть, всякий такой массовый сервис, вне зависимости от того, как он получает информацию, оказывается управляющим сервисом: если на Цветочной улице сервисом нарисован затор, то на эту улицу едет меньше водителей, использующих сервис, соответственно, выбирающие пути объезда автомобили начинают создавать заторы в других местах, вместо того, чтобы стоять в очереди, ожидая возможности въехать на Цветочную улицу. Всё это приводит к возникновению обратной связи, которая, если её не учитывать в работе сервиса, сможет нивелировать его эффективность. Кроме того: на сборе каких именно коммерческих данных может заработать этот сервис, если попытки заработать будут приводить к изменению реального трафика?

Ситуация с автомобилями-роботами, которыми почти все жители вынуждены пользоваться по условиям задачи, несколько интереснее. Нет особого смысла в сборе данных о поездках пользователей, если управление такой сетью позволяет отправлять этих пользователей куда угодно, пусть, для начала, и только через механизм рекомендаций, “основанный на данных о трафике и информации о состоянии окружающей среды”. Если иных транспортных вариантов нет, то не нужен сбор статистики о поездках и какая-то торговля данными – просто привозим нужное количество пользователей в заданный фуд-корт; конечно, объявляя его ближайшим из минимально загруженных.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2023/06/27/10400/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "5UQDS" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.