VPN и DNS-сервисы с ECS: утечка сведений об адресах

Обычно, DNS-резолвер должен работать внутри VPN-сервиса – то есть, это может быть буквально обособленный резолвер, используемый именно в составе VPN (желательно, с DNSSEC). Но так делается далеко не всегда. Напомню, что DNS-резолвер (в данном случае, речь про рекурсивный резолвер) – это сервис, который проводит опрос серверов DNS, отыскивая, например, IP-адреса по именам узлов – адрес, по которому нужно браузеру обращаться к веб-серверу под именем test.ru. Резолвер выполняет то, что называется рекурсивным опросом: обращается к авторитативным DNS-серверам разных уровней. Эти серверы видят IP-адрес резолвера, но не клиента резолвера, который (вероятно) будет подключаться к сервису по обнаруженному в DNS адресу. При этом, для целей балансировки нагрузки на “целевой” сервис, DNS-серверу удобно было бы знать что-то о клиенте, для которого работает конкретный резолвер – потому что балансировка выполняется именно для клиента сервиса, а не для клиента DNS (сервис доменных имён (DNS) в этот момент уже на нужной стороне отработал). Это особенно актуально для больших открытых сервисов DNS-резолверов, например, Google Public DNS, так как эти сервисы обслуживают клиентов из самых разных точек сети. Чтобы как-то помочь оптимизации, довольно давно придумали расширение DNS под названием EDNS Client Subnet (ECS).

Данная технология (ECS) позволяет резолверу передать в сторону авторитативного сервера сведения об IP-подсети клиента, который обратился с запросом. Проще говоря – авторитативный сервер увидит IP-адресный блок, который соответствует клиенту, находящемуся за резолвером, что позволит определить провайдера. ECS как раз поддерживается Google Public DNS (и не только). Предполагается, что авторитативный сервер, определив провайдера клиента резолвера, сможет применить какие-то правила оптимизации. Если VPN используется для сокрытия IP-адреса пользовательского подключения, но DNS-трафик направляется не через VPN в какой-то DNS-сервис, то наличие ECS в этом сервисе (при прочих равных) означает, что внешние авторитативные DNS-серверы увидят скрываемую подсеть. Об этом нередко забывают.

Технический пример (не учитывающий NAT и другие тонкие настройки): предположим, клиентское устройство использует провайдерский доступ с адресом 10.11.12.13, ему соответствует подсеть 10.11.12.0/24; выход из VPN использует подключение с IP 10.22.22.22 (подсеть 10.22.22.0/24); DNS-трафик направляется напрямую (не через VPN) резолверу 10.53.53.53, резолвер поддерживает ECS. Тогда, при попытке определить значение A-записи (адрес), внешние серверы DNS узнают, что к ним подключается резолвер с адресом 10.53.53.53 для клиента из подсети 10.11.12.0/24. А вот на веб-сервере, к которому обращение произойдёт через VPN, адрес клиента будет виден как 10.22.22.22 – внешняя точка VPN. Естественно, если DNS-трафик маршрутизируется устройством через VPN, то внешний DNS-сервис с ECS сможет передать наружу только подсеть точки выхода VPN (10.22.22.0/24), поскольку именно адрес из этой подсети он видит в качестве источника запроса. Но лучше, конечно, если вообще используется собственный резолвер без ECS в составе VPN-сервиса, потому что возможны и другие каналы утечки метаинформации.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2023/09/09/10934/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "14F1W" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.