Согласование траекторий автомобилей-роботов

Нередко предполагается, что автомобили-роботы станут выдавать в эфир сведения о планируемой траектории движения, так как это может помочь другим автомобилям-роботам в планировании своих траекторий. Это одна из особенностей, связанных именно с роботами. Нельзя сказать, что сложно предсказать путь следования автомобиля под управлением обычного водителя-человека. Но то некий “путь”, предположим, “из точки А в точку Б”, с точностью до выбранных улиц и дорог, – не сложно, если водитель не запутывает следы специально. А вот с конкретными манёврами, составляющими отрезки траектории, трудности предсказания возникают регулярно. С роботами, как ожидается, дело другое: они могут строго придерживаться только что заявленного траекторного интервала. Это создаёт пространство для принципиально новых атак.

Представьте, что злонамеренный “участник движения” транслирует в сторону других автомобилей-роботов противоречивые траекторные данные – специально запутывает согласование, выполняет хитрую DoS-атаку. В тривиальной кооперативной системе другие роботы будут вынуждены остановиться, поскольку все их возможности движения окажутся закрыты атакующим. При этом источник атаки вовсе не обязан быть автомобилем-роботом – это может быть просто коробка с электронной начинкой, оставленная кем-то у столба на перекрёстке. Получается, коробка как бы изображает “нерешительного” водителя-человека и успешно блокирует движение роботов. И даже пассажиров, у кого они на борту, высадить нельзя на перекрёстке.

Для реализации, конечно, нужен соответствующий протокол. И можно предположить, что если такой протокол внедрят (а прототипы есть), то он будет защищён тем или иным криптографическим способом. Анонсируемые маршруты могут подписываться источниками (звучит как sBGP и RPKI), а другие участники станут проверять подписи. По причине рьяной поддержки маркетинга нетрудно приделать сюда ту или иную “иерархию удостоверяющих центров”, как это с регулярностью и происходит в смежных электронных областях (пример – eSIM и GSMA). Тогда ключи/сертификаты злонамеренных “маршрутопостановщиков” будут отозваны и прочие роботы смогут данные анонсы игнорировать. Вот только проблема в том, что это всё оказывается связано с безопасностью движения, а неверный отзыв ключа/сертификата легко может привести к тому, что добросовестные роботы на дороге проигнорируют добросовестный автомобиль-робот и, в соответствии с правилами блокбастерного кинематографа, его протаранит самоуправляемый грузовик. А соответствующий чужой сертификат, как окажется, тоже отозвал злоумышленник. С учётом Нового Средневековья, отозвать сертификат может быть даже проще, чем городить коробку-ретранслятор.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2023/11/03/11402/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

1 комментарий от читателей

  • 1 <t> // 4th November 2023, 14:18 // Читатель void написал:

    Нечто подобное уже происходит на дорогах, только с людьми.
    Этот аспект полностью пропускают разработчики роботов, — невербальное взаимодействие между водителями.
    Люди передают друг другу множество сигналов: “я тебя вижу”, “требую приоритета”, “уступаю дорогу”, “игнорирую всех”, “мне очень надо”, “я тобой недоволен”, и так далее.
    Делается это взглядами, мигалками, изменением скорости, изменением дистанции, намеками на смещение в полосу.
    И эти сигналы крайне важны для предсказания действий других участников, чем лучше водитель это умеет, тем эффективнее и безопаснее он едет.

    В этом человеческом протоколе, само собой, тоже случаются сбои.
    И их обработка выглядит так: “мы понимаем друг друга, двигаемся согласовано” или “это псих какой-то, внимательно за ним слежу и держусь подальше”.
    То есть, каждый конкретный сигнал проверяется по дальнейшему действию, и согласованность определяет доверие к источнику.
    В режиме нейросети, можно так сказать.

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "RU1QF" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.