Архитектура микропроцессоров и изоляция уровней исполнения
В продолжение предыдущей записки. Различные “аппаратурные” атаки, типа разновидностей Spectre/Meltdown, которые преодолевают механизмы разграничения доступа современных процессоров, имеют интересную связь с концепцией “диагонализации”: то есть, такие атаки всегда возможны, если только процессор пытается оптимизировать использование вычислительных ресурсов достаточно сложным способом. Под “достаточно сложным” тут подразумевается наличие механизмов вида “предикторов” (упреждающего анализа потока команд), задействованных на уровне над “межпотоковым” взаимодействием.
Вообще, в x86 “префетчинг” (предварительное извлечение) кодов команд появился ещё в микропроцессоре 8086. Но тогда соответствующая схема считалась просто конвейером команд. Это был отдельный компонент, со своими регистрами и системой счётчиков, который асинхронно считывал коды команд с внешней шины, когда та была свободна, что существенно ускоряло работу процессора. Понятно, что в 8086 не было ни каких-то особых механизмов аппаратного разграничения потоков команд и адресного пространства, ни обособленных полноценных ядер, исполняющих код, так что и проблем с побочными эффектами от работы схем конвейера тоже быть ещё не могло. Однако состояние этого конвейера, вмещавшего всего несколько кодов (четыре 8-битных регистра), изменяло состояние процессора вне зависимости от исполняемой основным “протоядром” команды, поскольку конвейер содержал пару указателей, несколько флагов и т.д. Впрочем, технические детали устройства исторического микропроцессора тут не важны – важно, что, во-первых, этот простой конвейер работал только на уровне последовательности кодов команд (не со свойствами самих команд); во-вторых, не было потоков и общих элементов, совместно используемых этими потоками.
Отличие “уязвимых” схем современных процессоров в том, что здесь добавляется новый уровень – те самые “предикторы”, оснащённые логикой, которая учитывает уже не порядок кодов команд, а свойства этих команд и состояние процессора, а кроме того, добавляются общие для нескольких потоков элементы (схемы кэширования и пр.) на работу которых прямо влияют предикторы. И, конечно, возникает аппаратное разграничение доступа, которое и предлагается преодолевать при помощи атак, использующих аппаратные уязвимости.
Базовая логика таких атак – использование “оракулов”, сигналы которых пробивают границы, устанавливаемые (формально) аппаратной архитектурой процессора для фрагментов программного кода. Тут нужно учитывать, что границы эти только декларируются, а в реальности – сигналы через них проходят (иначе тут не было бы предмета), потому что процессору необходимо оптимизировать исполнение кода и доступ к памяти. Эти сигналы обязательно будут возникать именно потому, что в процессоре появился уровень, исполняющий “программу над программой”: упреждающий анализ команд работает по собственной программе (пусть и записанной непосредственно в аппаратуре); эта программа не только использует все потоки и фрагменты кода в качестве входных данных, но и влияет на состояние общих для изолируемых фрагментов кода элементов (кэш и очереди команд). То есть, схема аппаратной оптимизации тут всегда будет сквозной, можно сказать, что неустранимой. Вопрос в том, нужно ли считать такую архитектурную черту уязвимостью. Получается, что общая программа смотрит на команды в разных потоках и переключает состояние общих элементов, чтобы оптимизировать процесс. Изолируемые процессы находят способ измерения времени переключения состояний и – строится очередная уязвимость.
Если попробовать бороться с возникающими по описанным только что принципам сигналами, но попытаться сохранять общие элементы процессора, то каждый новый слой просто будет приводить к появлению более хитрых способов измерения: многими “атакующими” потоками, по накопленной статистике, ещё как-то. Если в архитектуру процессора, предположим, введут некоторое зашумление переключений кеша и предикторов, то носителем сигнала окажется схема, реализующая зашумление. Всякое подобное усложнение, добавление новых уровней, приводит к тому, что появляются и носители новых сигналов (это и есть “диагонализация”). При этом защита от “уязвимостей” программными методами, снижающими общее быстродействие, выглядит несколько странно, потому что предлагается прилагать дополнительные усилия для создания затруднений в работе оптимизирующих схем, которые и в процессоре уже встроены (то есть, потрачена площадь подложки и элементарные логические узлы), и само ПО при этом всё равно работает на общей аппаратуре.
Радикальное решение предполагает либо полную и точную аппаратную изоляцию уровней и ядер, когда все компоненты продублированы и работают независимо, либо полную замену системы команд (не стоит списывать со счетов, что в x86 уже и некоторые отдельные команды обладают тьюринг-полной реализацией). Однако это противоречит самой идее аппаратурной оптимизации на границе между логическим представлением команд процессора и машинным микрокодом. Да и приведёт внедрение таких методов только к тому, что очередной “пробой изоляции” между потоками выявят на стороне шин и контроллеров, взаимодействующих с ОЗУ и периферийными устройствами.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2024/03/29/12651/
Похожие записки:
- Реплика: уточнение о языках программирования
- Сигналы станций GSM "в разные стороны"
- Обновление описания TLS
- Вращение Солнца и соцопросы
- Различительная способность "обезличенных" данных
- Правила пакетной фильтрации и "постквантовое" ClientHello
- Сертификаты для IP-адресов от Let's Encrypt
- Архитектурные различия DNSSEC, DNS-over-TLS, HTTP-over-TLS
- Техническое: обновления на тестовом сервере TLS 1.3
- Реплика: внешние капча-сервисы и сегментация
- Развитие автоматических "говорилок" (чат-ботов)
Написать комментарий