Централизованные мессенджеры и многообразие мест хранения сообщений
Массовый централизованный сервис для обмена сообщениями должен обеспечить собственную надёжность и иметь возможности по восстановлению. Уже эти моменты гарантируют, что с пользовательскими сообщениями, сохраняемыми внутри сервиса, ситуация будет не самой прямолинейной, поэтому рассуждать об удалении переписки по команде пользователя – несколько странно. Посмотрим подробнее на разные особенности “хранения сообщений”.
Так, сообщения сохраняются в какой-то, условно, “базе данных”, потому что речь про централизованный сервис. База может быть распределённой или нет, это тут не особенно важно, потому что “распределение” всё равно происходит внутри единого сервиса (по условию задачи). Работа с базой данных может быть реализована при помощи той или иной распространённой СУБД, либо каким-то собственным решением; да, от хорошо спроектированного сервиса – можно было бы ожидать собственного специализированного решения. Однако тип решения для управления базой данных тут тоже не важен, поскольку так или иначе должны быть и “холодные” резервные копии, и реплики, работающие онлайн, последние, как минимум, необходимы для балансировки между дата-центрами и для обработки локальных отказов. И резервная копия, и реплика – содержат сообщения пользователей в некоторых файлах, выгружаемых на “диски” (то есть, в систему хранения данных). Если эти файлы куда-то утекают, то, понятно, из них можно восстановить сообщения. Кто-то сделал дамп дисков системы хранения данных (или, условно говоря, просто вынул пару дисков и унёс, потому что “так можно было”)? У этого “кого-то” теперь есть все сообщения.
Удаление сообщений ещё и в резервных копиях, – тем более, в упомянутых “побочных” дампах, – представляет собой очень большую технологическую проблему, что бы там ни публиковалось в маркетинговых материалах. Зашифрование резервной копии – не делает сообщения и данные удалёнными (см., впрочем, про ключи и связанные аспекты ниже), а дампы баз данных нередко делают в открытом виде, хоть бы и просто в SQL.
Дело не только в упомянутых файлах, которые содержат копии сообщений. Для того, чтобы сделать резервную копию или синхронизировать реплику – данные, в подавляющем большинстве случаев, должны быть переданы по сети внутри сервиса (заметьте, что это не эквивалентно даже понятию “внутри одного физического сегмента LAN”). Таким образом, резервирование данных в больших сервисах – тоже порождает сетевой трафик, который может ходить и внутри одного дата-центра, и между дата-центрами (более того – в случае резервных копий, в хорошей системе, трафик просто обязательно ходит между разными дата-центрами, так как делать резервное хранилище в том же дата-центре, где и основное, это архитектурная ошибка). Если этот трафик записывается, то из него можно восстановить данные. Трафик может быть защищён (VPN и пр.) от прослушивания, но может и не быть, а ключи от VPN – бывает, “утекают из-под коврика”.
Другой, менее очевидный, вариант: разнообразные логи – общие системные, а также логи конкретных программных сервисов. В лог-файлы записывается самая разнообразная информация. Там могут быть и пароли пользователей, в том числе, в открытом виде (известная история из практики Facebook); могут быть ключи/пароли, защищающие резервные копии; могут быть реквизиты доступа к базам данных и много всего другого, вплоть до самих текстов сообщений, передаваемых мессенджером. Логи (лог-файлы) передаются через вычислительную сеть – это самое обычное дело: в “операционной практике” принято логи собирать на центральных лог-коллекторах, которые являются отдельными физическими серверами. Более того, типовая практика подразумевает использование логов в системах обнаружения вторжений (или “обнаружения утечек/угроз”, SIEM и т.д., и т.п., там море аббревиатур и терминов, так что называть можно по-разному, но часто наличие такой системы – ни много ни мало, а строгое требование политики ИБ). А чтобы логи так использовать, их нужно скопировать в соответствующую систему. Понятно, что делаются и резервные копии логов, а сами лог-записи, – возможно, превращённые в какие-то типовые “сообщения о событиях”, – записываются в ту или иную дополнительную БД (“от SIEM в SOC”). У этой БД есть реплика, резервные копии, ну и так далее.
Это далеко не всё. Сейчас повсеместно используется виртуализация вычислительных ресурсов. Наличие виртуальных машин автоматически подразумевает, что есть и гипервизор с системой управления им, а это, в свою очередь, означает, что имеется и популярнейший механизм под названием “снапшоты”. Полноценный снапшот записывает в файл полную копию состояния виртуальной машины, включая дамп оперативной памяти. То есть, в такой снапшот попадают и данные, которые программное обеспечение, работающее в виртуальной машине, не записывало на диск (например, те самые “сансовые ключи” от чего угодно, которые “под ковриком”).
Снапшоты снимаются администраторами и DevOps, специалистами ИБ и SecOps, и даже другим инженерным персоналом (с более экзотическими обязанностями). Снапшоты, без всяких сомнений, нужны. Они нужны: для резервирования; для обнаружения угроз; для исследования условий потребления ресурсов; для экспериментов; для изучения “всяких странностей” (постоянно используются, не шутка). Снапшоты могут содержать образы баз данных, файлы с ключами, файлы логов и много всего ещё. Снапшоты рутинно передаются через сетевые соединения. В снапшотах сохраняются сообщения пользователей сервиса. Отследить, чтобы сообщения удалялись из снапшотов, чтобы удалялись сами снапшоты, как и то, чтобы в снапшот не попала чувствительная информация, – задачи слишком сложные. Обратите внимание, что при это доступ на уровне гипервизора подразумевает, что нужны и резервные копии “данных гипервизора”.
А ещё есть контейнеризация (читай – разные воплощения Docker). Контейнеры – это программно-обособленные копии системного и прикладного окружения. Контейнеры, как и снапшоты виртуальных машин, могут попадать в резервные копии, передаваться между серверами, и так далее, и тому подобное. Естественно, внутри контейнера легко могут оказаться (и оказываются) самые критически важные данные и ключи доступа.
Общее “зашифрование бэкапов” (это сейчас уже звучит скорее как описание успешной разрушительной атаки на инфраструктуру), да ещё и с ключами, имеющими срок действия, после которого они уничтожаются, означает, что в нужный момент доступа к данным в резервных копиях не окажется, потому что необходимые ключи будут “максимально безопасно” сохранены в самих зашифрованных бэкапах.
Вернёмся к обсуждению сервисов, реализующих “мессенджеры”. Архитектурной особенностью центрального (централизованного) сервиса обмена сообщениями является то, что все точки “копирования сообщений” будут сосредоточены в небольшом количестве “сетевых локаций”. Для действительно распределённой P2P-системы это было бы не так. В теории, даже в центрально сервисе, если пользовательские сообщения, передаваемые сервисом, зашифрованы на стороне клиента без доступа сервера к ключу, то во всех упомянутых выше случаях внутри копий на стороне сервиса окажутся только зашифрованные “блобы”. Проблема в том, что такой идеальный подход на практике реализован далеко не всегда, даже если заявлен и предусмотрен. Это происходит из-за наличия ошибок и административных “особенностей” (как минимум, тут всегда остаются открытыми метаданные, а ключи – могут и утечь). Если же ключи как-то на сторону сервиса передаются, то эти ключи там могут быть сохранены, в том числе, в результате “побочных процессов”, например, в момент миграции конкретного экземпляра ПО сервиса на другую аппаратуру.
Адрес записки: https://dxdt.ru/2024/08/26/13764/
Похожие записки:
- Наложенные сети Google и браузеры в будущем
- Сбой DNSSEC в .RU
- VPN и DNS-сервисы с ECS: утечка сведений об адресах
- Постквантовая криптография и рост трафика в TLS
- Реплика: пропуск подписанного трафика и цифровые идентификаторы в будущем
- Переключение на ML-KEM в браузере Chrome
- HTTPS-записи в DNS и RFC 9460
- Спутниковый радар Umbra
- Apple и процессор радиоканала 5G
- Шумерские цифры и хитрости Unicode
- Техническое: poison-расширение и SCT-метки в Certificate Transparency
Написать комментарий