Проценты правки текстов ИИ студентами от ВШЭ

Пишут про “проценты редактирования текстов, сгенерированных ИИ”, которые студенты сдают в качестве собственной, студенческой работы:

Согласно опросу ВШЭ среди студентов десяти топовых российских вузов, подавляющее большинство студентов — 82% — перед сдачей перепроверяют тексты, сгенерированные ИИ. Четверть опрошенных респондентов рассказали, что вносят в такие тексты менее 25% правок. Примерно треть респондентов сообщили, что исправляют от 26% до 50% сгенерированного ответа с учебным материалом. Также 17% принявших в опросе студентов уточнили, что переделывали от 51% до 75% текста. Наконец, более 75% правок вносит каждый десятый учащийся, а 17% респондентов затруднились ответить.

К сожалению, не поясняется, что означают утверждения “вносят менее 25% правок” и “исправляют от 26% до 50% […] ответа” (как вообще можно определить процент внесённых правок?), но делается общий вывод, что, мол, это хорошо. Предположим, проценты означают долю слов, заменённых редактором. Как тогда можно интерпретировать эти результаты?

С одной стороны, хорошо то, что, судя по тенденции, скоро преподаватели смогут перейти к обучению непосредственно LLM, без промежуточного студента. Это гораздо эффективнее. Преподаватель, не сомневайтесь, может лучше обучать LLM напрямую. Результат обучения более компактен, его проще исправить и проще “вывести на рынок”, пусть и в бета-версии.

С другой стороны, интересно было бы понимать, что же есть цель обучения и постановки учебных заданий, ответом на которые является текст, сгенерированный ИИ. Если цель – получение самого текста преподавателем, тогда, опять же, преподавателю лучше прямо направить запрос в ИИ/LLM. Не нужно плагать, что преподаватели не умеют составлять такие запросы. Умеют. “Как минимум, я написал те книги, на текстах которых эти LLM обучали”.

Если целью является процесс правки текста студентом, то, наверное, имеет смысл в качестве задания выдавать сразу текст, подлежащий правке. (И такое нередко случается на профильных специальностях.) Если цель – процесс отправки запроса в ИИ/LLM студентом, то это тематика для довольно узкого круга специальностей.

Наконец, если целью, – внезапно, – является обучение процессу поиска решения задачи и оформления этого решения, то тогда ИИ/LLM тут не помогает. Конечно, ИИ/LLM тут может быть использована для ускорения достижения формального признака выполнения задания, вот только тогда сам целевой процесс обучения остаётся за бортом. Но такова реальность. Нет смысла спорить с тем, что LLM уже оказывают огромное влияние не только на результаты обучения в вузах, но и на управление вполне себе действующими компаниями. Дело, собственно, в шляпе.

Адрес записки: https://dxdt.ru/2025/04/30/15469/

Похожие записки:



Далее - мнения и дискуссии

(Сообщения ниже добавляются читателями сайта, через форму, расположенную в конце страницы.)

Написать комментарий

Ваш комментарий:

Введите ключевое слово "SURW3" латиницей СПРАВА НАЛЕВО (<--) без кавычек: (это необходимо для защиты от спама).

Если видите "капчу", то решите её. Это необходимо для отправки комментария ("капча" не применяется для зарегистрированных пользователей). Обычно, комментарии поступают на премодерацию, которая нередко занимает продолжительное время.